М
ногонациональный Петербург
этажа сооружен на бочках помост;
под навесом столики и за ними
посетители таверны; несколько
подальше музыканты; таким об-
разом, показаны были не только
представление, но смотрящая пу-
блика, которая вела себя соответ-
ствующим образом»16. Эффект
«театра в театре» в этом спектакле
подчеркивает и современный ис-
следователь Р. И. Власова17.
А. Н. Бенуа поддерживал и
подбадривал создателей театра:
«Это редкое зрелище и в высшей
степени почтенное предприятие, де-
лающее честь его бесстрашным соз-
дателям. Хотелось бы, чтобы дело
это имело дальнейшую и долгую
жизнь <.
..> С такими энтузиастами
театра, как Евреинов, Бутковская,
Миклашевский, Дризен, с такими
художниками, как Рерих, Лансере,
Билибин, Шервашидзе и Калмаков,
можно создать нечто, не имеющее
себе подобного, нечто, что станет
русскому обществу поистине
нужным и <.
..> питательным»18.
Художникам вообще в «Ста-
ринном театре» принадлежала гла-
венствующая роль: они создавали
стиль спектаклей, притом столь
высокий, что публикой прежде всего
были деятели театрального и изо-
бразительного искусства19.
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
Хотя по истечении второго сезо-
на театр прекратил существование,
есть все основания утверждать, что
«деятельность <.
..> в нем художни-
ков сыграла значительную роль в
формировании творчества мастеров,
группировавшихся вокруг “Мира
искусств” - одного из самых значи-
тельных и устойчивых объединений
того времени. “Старинный театр”
стал в истории одним из первых
коллективных предприятий, под-
нявших значение художника для
сцены»20.
И была в том немалая заслуга
выдающегося абхазского художника
А. К. Чачба.
1
Шервашидзе - грузинская форма фамилии абхазских владельцев князей Чачба - в письменной традиции Грузии с позднего
Средневековья. Художник подписывал свои произведения и как «Шервашидзе», и как «Чачба».
2
Головин А. Я. Встречи и впечатления. Л.; М., 1960. С. 193.
3 Камышников Л. Одесский Салон / / Аполлон. 1909. № 3. С. 19.
4 РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Д. 2615. Л. 1.
5 Бенуа А. Н. Художественные письма. Постановка «Тристана» / / Речь. 1909. 5 ноября.
6 Смирнов А. А. Эпоха в постановке «Тристана и Изольды» / / Еженедельник Императорских театров. 1909. Вып. V. С. 93.
7 Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Т. I. С. 199.
8 Ауслендер С. Декорации «Тристана и Изольды» / / Аполлон. 1909. №3. С. 38.
9 Волков Н. Д. Мейерхольд. М.; Л. 1929. Т. 2. С. 77.
10 РГАЛИ. Ф. 998. Оп. 1. Д. 2615. Л. 3.
11
Осипов И. Александровский театр / / Обозрение театров. 1910. 12 марта. С. 7.
12 «Шут Тантрис» Э. Хардта / / Аполлон. 1910. № 6. С. 34.
13 Ростиславов Л. О постановке «Шута Тантриса» / / Театр и искусство. 1910. № 12. С. 256.
14 Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. М., 1922. С. 61.
15 Волошин М. А. Картинные выставки. Салон / / Новая Русь. 1909. № 35. С. 2.
16 Старк Э. (Зигфрид). Старинный театр. Пг., 1922. С. 50.
17 Власова Р. И. Русское театрально-декоративное искусство начала XX века. Л., 1984. С. 38.
18 Бенуа А. Н. Художественные письма. Старинный театр / / Речь. 1911. 23 дек.
19 Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. СПб., 1994. С. 311-312.
20 Власова Р. И. Указ. соч. С. 41.
Интернационализм в действии.
И з анкет слушателей политехнических
курсов Петроградского Пролеткульта
1 9 1 8 - 1 9 1 9 годов
И. А. Лапина
Мало кому известно, что в
Петроградском Пролеткульте в
1918-1919 годах, в тяжелейшие
годы Гражданской войны и разрухи,
существовал отдел общесоциали-
стического образования (ООСО),
который ставил перед собой те
же цели, что и пролеткультовское
движение в целом - развитие есте-
ственнонаучного мировоззрения и
социалистического мироотноше-
ния. Его непосредственной задачей
была организация Пролетарского
университета, а первыми шагами
в этом направлении - организация
учебных заведений для рабочих, от-
вечавших принципам, проводимым
научным отделом Всероссийского
Совета Пролеткульта: соединение
науки и практики, деятельностный
подход в обучении, сотрудничество
преподавателей и учащихся.
В голодном и холодном Петро-
граде, где трудности войны были
обострены до крайности, происходи-
ла кристаллизация новых принци-
пов и организационных форм новой,
«пролетарской» школы. Отделом
социалистического образования
при Петроградском Пролеткульте
27
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 26 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст