28
М
ногонациональный Петербург
была создана Студия мироведения,
Первая пролетарская гимназия
для взрослых и школа-мастерская,
включавшая три отделения: электро-
техническое, дорожно-строительное
и механическое. В пояснительной
записке к смете на оборудование
общеобразовательного и электро-
механического отделения школы-
мастерской было записано: «Со-
четать науку и труд, построить
гармоническую культуру на основе
трудового опыта и показать великое
трудовое и практическое содержание
т.н. “чистой науки” - вот основное
стремление, связывающее в единое
здание все школы и студии Пролет-
культа. Та научная армия, которая
способна будет проводить в жизнь
эти основные идеи, должна пройти
суровую школу труда, но не автома-
тического труда, сводящего человека
на роль придаточного механизма, а
труда сознательного и творческого
<...> Наша задача создать на этой,
отчасти уже испытанной основе на-
стоящую систематическую школу.
Одним из звеньев таковой является
создаваемая школа-мастерская
электротехнического типа. Бесспор-
но, электротехника является очень
удобной областью для введения слу-
шателей в круг теснейших связей,
существующих между наукой и тру-
дом. Задачей школы является соз-
дание гармонического специалиста,
в совершенстве владеющего техни-
кой своего дела, мастера высшей
школы - с одной стороны. И чело-
века, в совершенстве уяснившего
связь своей специальности с общими
культурными завоеваниями совре-
менной науки, - с другой. Такой спе-
циалист перестает быть автоматом,
исполняющим работу на опреде-
ленных станках и установках, но
является творческим организующим
центром, инструктором для своих
товарищей по работе <. > Только
осознание, что труд - умение, явля-
ется существенной частью общего
образования, что без умения всякое
знание носит несовершенный и ка-
жущийся характер, может привести
к целесообразному синтезу труда и
науки, к сообщению твердых основ
знаний слушателям».
Открывая в январе 1919 года
электромеханическое отделение
школы-мастерской, ООСО вы-
пустил обращение «Всем рабочим
организациям», призывая рабочих
поступать в такое учебное заведе-
А. В. Шляхов - ответственный
организатор отдела
социалистического образования
Петроградского Пролеткульта.
Фото 1905 г. ГМПИР
ние, «где бы учащиеся - рабочие с
фабрик и заводов - наряду с попол-
нением специальных практических
знаний и умений, которые должны
стать основой их умственного разви-
тия, получали бы теоретическое обо-
снование их практических умений,
научились бы познавать сущность
материала и целесообразность его
обработки, и вообще получали бы
хорошее общее образование в новых
формах и на новой основе». В школу
принимались рабочие, командиро-
ванные профсоюзами и Советами
депутатов. Обучение было бес-
платным, заявления принимались
во Дворце Пролеткульта по адресу
Екатерининская ул. (ныне - Малая
Садовая), 2 (Дворец Пролеткуль-
та). Кроме нескольких помещений
в здании Благородного собрания,
Отдел общесоциалистического
образования располагал аудито-
риями и лабораториями в бывшем
Пажеском корпусе (Воронцовском
дворце). Желательным условием
была возможность работать на сво-
ем предприятии по сокращенному
рабочему графику. Но анкеты уча-
щихся школы-мастерской говорят
о том, что главным ее контингентом
в условиях экономического кризиса
стала безработная молодежь и крас-
ноармейцы.
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
Эти анкеты являются инте-
реснейшим человеческим доку-
ментом. За ними - человеческие
судьбы. Вопросы анкеты были
разработаны ЦК Всероссийского
Совета Пролеткульта для всех про-
летарских университетов: это был
исследовательский инструмента-
рий Научного отдела Пролеткуль-
та. Первые заполненные анкетные
листы на бланках Пролетарского
университета им. К. Маркса отно-
сятся к октябрю 1918 года. Кроме
прочих, в них содержался вопрос
о национальности учащихся. От-
веты на этот вопрос и списки фа-
милий учащихся свидетельствуют
об интернациональном составе
образовательных учреждений
Пролеткульта в Петрограде и пред-
ставленных там этнических груп-
пах: русские, евреи, эстонцы, по-
ляки, латыши, литовцы, белорусы,
грузины и др. В списках принятых
на электромеханическое отделение
школы-мастерской значилось 75
человек. По другим сведениям, в
1919 году там числилось 98 чело-
век, на дорожно-строительном от-
делении - 38, на механическом - 29,
в Трудовой рабочей гимназии для
взрослых - 84 человека.
Определить точное процентное
соотношение этнических групп
сложно, так как в графе «нацио-
нальность» часто указывалось ве-
роисповедание - «православный»,
«магометанин» или «иудей», а за
фамилиями и именами, звучащими
как польские или белорусские, стоя-
ли люди, обладавшие как минимум
двойной идентичностью. Кроме
того, любой критерий определе-
ния этнической принадлежности
может показаться некорректным,
учитывая, что многие из этих людей
стояли на позициях пролетарского
интернационализма. И все же, на
основании антропонимии, этниче-
ского и/или конфессионального
самоопределения анкетируемых,
можно установить приблизитель-
ное количественное соотношение
представителей разных этнических
меньшинств: 12-16% - евреи, около
2% - эстонцы, примерно по 1,5% -
латыши, белорусы, литовцы, по
1% - мусульмане и грузины, около
0,5% - финны, был даже один фран-
цуз. Встречаются фамилии русских
немцев. Преобладающей группой
были учащиеся с русскими именами
и фамилиями.
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 27 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст