М
ногонациональный Петербург
русской литературы. Было несколь-
ко студентов, желавших освоить
ставшую престижной и дающую
заработок рабочую профессию:
Илья Яковлевич Щербаков, «1897 г.
рождения, русский. Красноармеец.
Союз Коммунистической молодежи.
Слушатель Военно-инженерного
техникума»; Николай Рувимович
Демич, «19 лет, студент-технолог,
работал в Петроградских мастер-
ских Северо-западной железной
дороги, чертежником на заводе
старый Лесснер, хочу освоить труд
шофера-механика».
В анкетах имелись также во-
просы о том, какие виды искусства
являются любимыми, занимаются
ли слушатели какими-либо из них.
Это было принципиально важным
моментом для программы Пролет-
культа, исходившего из убеждения
в необходимости развития не только
рациональной, но и эмоциональной
сферы личности. Вот как выглядел
полный ответ Алексея Александро-
вича Баранова - одного из первых
учащихся, подавшего заявление 31
августа 1918 года и, вероятно, уже
обучавшегося в какой-то из творче-
ских студий Пролеткульта и в сту-
дии мироведения: «22 года, белорус
(Смоленская губерния). Работал на
заводе в качестве подручного токаря
в Петрограде. Работал при Дворце
Пролетарской Культуры. Служу в
Красной Армии. Учился в началь-
ном городском училище - с 1905 *
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Интернационал несет смерть войне.
Плакаты на здании
Городской думы.
Петроград. 1919 г.
по 1908 год, потом слушал курсы у
Лутугина в “Маяке” и отчасти - на
частных лекциях. Изучал русский
язык, арифметику, Закон Божий
(отрицаю), русскую географию, есте-
ствознание, элементарные понятия
алгебры и геометрии. Историю -
немного русскую. Социальные зна-
ния - пожалуй, что - никаких. Что
читал: Толстого, Пушкина, Гоголя,
Лермонтова, Тургенева, Кольцова,
Крылова, Немировича-Данченко,
Салтыкова-Щедрина, Жюль Вер-
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
на, Луи Буссенара, Шоколио,
Г. Уэллса и т. п. Желательно изуче-
ние технических ремесел и произ-
водства. Интересуют естественные
и физико-математические науки, а
также сельское хозяйство. Любимые
искусства - рисование, живопись,
музыка, поэзия. Делал опыты по
живописи и поэзии, занимался
музыкой, но сейчас по причине
нахождения в армии не имею вре-
мени. Желаю заняться сельским
хозяйством и приложить возможно
больше знаний к земле».
Важно отметить мотивировку
потенциальных студентов Проле-
тарского университета: с приобрете-
нием естественнонаучных, матема-
тических и технических знаний они
связывали свое профессиональное
будущее. На вопрос о том, кем они
хотят стать в жизни, давали вполне
достойные ответы: «приложить
возможно больше знаний к земле»,
«освоить труд инженера-механика,
«быть дорожным техником», «быть
электротехником», «освоить про-
фессию водителя-механика», «стать
инженером путей сообщения»,
«стать врачом», «как был рабочим,
так и желаю им остаться», «при-
носить пользу своими знаниями
трудовому народу». Эти пути ста-
новились равновозможными для
всех и казались вполне реальными.
Но шла война, в Петрограде непре-
рывно проводились мобилизации, и
город готовился к «разгрузке».
..
Литература:
1. Анкеты учащихся Социалистического университета им. Карла Маркса, или подготовительных к нему курсов / / ЦГАЛИ СПб.
Ф. 255. Оп. 1. Д. 6. Л. 33-160.
2. Анкеты учащихся школы-мастерской ООСО Петроградского Пролеткульта / / ЦГАЛИ СПб. Ф. 255. Оп. 1. Д. 9. Л. 27-206.
3. Богданов А. А. Пролетарский университет / / Пролетарская культура. 1918. № 5. С. 9-22.
4. Лапина И. А. Пролеткульт и проект «социализации науки» / / Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 43-47.
5. Обращение ЦБ Петроградского Пролеткульта «Всем рабочим организациям» / / ЦГАЛИ СПб. Ф. 255. Оп. 1. Д. 6. Л. 23.
6. Объяснительная записка к смете на оборудование общеобразовательной школы-мастерской Петроградского Пролеткульта / /
ЦГАЛИ СПб. Ф. 255. Оп. 1. Д. 6. Л. 27-28.
7. Отчет о деятельности студии мироведения с октября 1918 по март 1919 гг. / / ЦГАЛИ СПб. Ф. 255. Оп. 1. Д. 6. Л. 13-21 об.
8. Списки учащихся электротехнического, механического отделения, дорожно-строительного отделений и Трудовой рабочей гимназии
при Отделе общесоциалистического образования Петроградского Пролеткульта (В отдел организации питания учащихся) / / ЦГАЛИ СПб.
Ф. 255.Оп. 1. Д. 6. Л. 163-166). Л. 164.
9. Смит М. Н. Пролетаризация науки / / Пролетарская культура. 1919. № 11-12. С. 27-32.
31
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 30 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст