34
М
ногонациональный Петербург
административное руководство
национальными учебными заве-
дениями, различными культурно-
просветительными учреждениями,
общий надзор за соблюдением де-
кретов советской власти, выработка
программ национальных школ (со-
вместно с национальными секция-
ми Губернского отдела народного
образования (Губоно), открытие
новых школ, организация учи-
тельских съездов, издание учебной
литературы, контроль за деятельно-
стью добровольных общественных
культурно-просветительных объе-
динений. Постепенное разделение
функций между Наркомнацем и
Наркомпросом привело к тому, что
национальные комиссариаты чаще
стали решать вопросы организаци-
онного и материально-финансового
характера, не упуская при этом из
виду идеологический фактор, а
функции «управления культурно-
просветительными учреждениями
и учебно-воспитательными заведе-
ниями национальных меньшинств,
инициатива открытия их и контроль
над ними в деле осуществления
начал просвещения среди нацио-
нальных меньшинств на местах» по
соглашению между комиссариатами
от 31 октября 1918 года перешли
к Наркомпросу8. Но Комнац про-
должал активно участвовать в
культурно-образовательной дея-
тельности местных органов власти.
Работа особенно активизировалась
после выхода постановления Сов-
наркома об усилении деятельности
Наркомнаца в области культуры и
народного образования 30 октября
1920 года9.
Национальные комиссариаты
инициировали открытие детских
учреждений. На 1920 год в Петрогра-
де насчитывалось 17 детских домов
национальных меньшинств (1944
ребенка), преимущественно латыш-
ских (пять учреждений, 579 детей)
и польских (пять и 849), а также 11
детских садов (546 детей)10.
Важным направлением ра-
боты Комнаца была ликвидация
неграмотности. И если взрослое
население города отличалось от-
носительно высоким уровнем гра-
мотности - 77,5%11 по сравнению
с другими регионами страны, то
положение в области просвещения
детей, русских и национальных
меньшинств, требовало серьезных
усилий со стороны властей. Це-
ленаправленно работа началась с
организацией Совета по просвеще-
нию национальностей нерусского
языка при Коллегии Наркомпроса
(Совнацмен) в конце 1918 года, в
котором действовали 14 нацио-
нальных бюро.
Постановка дела просвещения
национальных меньшинств в Пе-
трограде облегчалась тем, что еще
до революции здесь существовали
школы для немцев, евреев, финнов,
эстонцев, поляков, при храмах ра-
ботали приходские школы. На 1920
год в Петрограде насчитывалось
29 советских национальных школ I и
II ступеней с количеством учащихся
3806 человек. В губернии по числен-
ности учащихся лидировали финны
(234 школы с 8397 учащимися)12.
В школах национальных мень-
шинств предписывалось обязатель-
ное изучение языка большинства
населения данной области, то есть
русского, «с целью культурного
сближения и развития классовой
солидарности трудящихся раз-
ных национальностей», на основа-
нии постановления Наркомпроса
«О школах национальных мень-
шинств» за № 238 от 31 октября
1918 года13. Цель просвещения дик-
товалась классовыми задачами.
Агитационно-пропагандистская
работа велась разными способами.
Если в начальный период преобла-
дала устная агитация и пропаганда,
организация митингов, зрелищных
мероприятий, то с налаживанием
издательской базы в просветитель-
ную работу включилась и печать.
Все сотрудники аппарата имели
звание «лектор», «агитатор» и по-
стоянно курсировали по территории
всей Северной области с просве-
тительными лекциями, беседами,
в которых стремились соотнести
темы выступлений с особенностя-
ми национального и социального
состава слушателей, среди которых
были колонисты (жители сельско-
хозяйственных колоний), беженцы,
военнопленные.
По примеру Наркомнаца, из-
дававшего журнал «Жизнь на-
циональностей», в 1919 году Комнац
выпустил первый номер «Известий
Петербургского комиссариата по
делам национальностей». Всего
вышло два номера журнала, в ко-
торых была помещена информация
о деятельности всех национальных
отделов, правительственные доку-
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
менты Советских республик, статьи
по национальному вопросу сотруд-
ников аппарата, статистические и
информационные материалы.
Более регулярно выходили
газеты и журналы национальных
комиссариатов, часть из них -
параллельно на родном и рус-
ском языках. Наиболее преуспел
в этом Белорусский комиссариат,
в котором работали Е. С. Канчер,
А. Т Вазилло, П. И. Каравайчик,
Д. Ф. Жилумович, Б. А. Тарашкевич
и др. Все они являлись не только
талантливыми организаторами
издательского дела, но и авторами
научно-публицистических работ
по истории и культуре Белоруссии.
Белорусский комиссариат издавал
журналы «Чырвоны шлях» на
русском и белорусском языках (вы-
шло 10 номеров с июля по декабрь
1918 года) и «Белорусская крини-
ца» на русском языке (вышло два
сдвоенных номера - в ноябре 1918
года и январе 1919 года), газету
«Дзянница» (вышло пять номеров
в 1918 году). Польский комиссариат
выпускал двухнедельный журнал
«Справа Роботнича» (№ 1 вышел
6 декабря 1918 года) и «Бюллетень
Комиссариата». Тираж изданий ко-
лебался от 2 до 10 тысяч экземпля-
ров. Журналы и газеты бесплатно
распространялись на заводах и
учреждениях Петрограда и в близ-
лежащих губерниях, регулярно от-
сылались в Москву и Белоруссию.
Помимо периодики, комисса-
риаты наладили издание брошюр
на национальных языках, тематика
которых была разнообразной (от
политических до методических
рекомендаций по растениеводству
и животноводству). За 1918-1920-е
годы было выпущено 565 изданий
на национальных языках14.
Национальные отделы стре-
мились привлечь трудящихся на
сторону советской власти и через
рабочие клубы, библиотеки, учи-
тывая естественное стремление к
познанию собственной истории,
культуры, искусства. В 1918 году в
Петрограде насчитывалось 10 наци-
ональных клубов, а к 1923 году они
работали уже во всех уездах15. Клу-
бы, библиотеки, избы-читальни, как
правило, располагались в районах и
населенных пунктах с наибольшей
концентрацией населения данной
национальности. При клубах обыч-
но работали несколько кружков
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 33 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст