М
ногонациональный Петербург
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
Автор благодарит президента фонда «Пискаревский мемориал» В. Я. Дзоциева и администрацию Государ-
ственной педиатрической медицинской академии и ДГБ
2 (Святой Марии Магдалены) за предоставленную
информацию.
Памят ники мусульманам в Петербурге:
от мавританского стиля X IX 'в е к а
до городской скульптуры X X I века
А.
Н. Тагирджанова
42
Санкт-Петербург - город ев-
ропейской культуры, тем не менее
мусульманская община в нем суще-
ствует со времен Петра Великого, то
есть с первых лет основания города.
Татар-строителей, прибывавших из
Казанской губернии, со временем
сменили татары-солдаты, призван-
ные по рекрутскому набору.
Екатерина II начала активно
привлекать мусульман на государ-
ственную и военную службу, вернув
дворянство бывшим татарским мур-
зам (князьям). В столицу империи
прибывали посольства восточных
владык, была налажена взаимовы-
годная торговля. Купцы открывали
«азиатские» магазины.
С 1819 года в Императорском
Санкт-Петербургском университете
появились мусульмане - носители
языков, которых приглашали пре-
подавать восточные языки1.
Несмотря на то что Российская
империя занимала огромные тер-
ритории Азии, хорошо известные
всем таежными просторами суровой
Сибири, императорский двор и рус-
ская аристократия охотно перени-
мали модные увлечения культурой
Востока из Европы. С середины
XIX века в убранстве интерьеров
жилых помещений и фасадов зда-
ний появились древнеегипетские,
мавританские, и турецкие мотивы,
пришедшие на смену китайским.
В тот период начало формироваться
новое архитектурное направление -
эклектика (от греч. ек1екПко8 - вы-
бирающий), в котором сочетались
различные стили.
В 1839-1840 годах архитектор
А. П. Брюллов создал в Зимнем
дворце «мавританскую» ванную
комнату. В 1852 году его ученик
И. А. Монигетти спроектировал в
Царском Селе павильон Турецкая
баня, в виде маленькой мечети с
минаретом, а во дворце создал Ази-
атскую комнату, предназначенную
для коллекции оружия цесаревича
Александра Николаевича, будущего
императора Александра II. К работе
над оформлением интерьера был
привлечен профессор университета
араб шейх ат-Тантави.
В домах и квартирах состоя-
тельных горожан появились мав-
ританские курительные комна-
ты, кабинеты, будуары, гостиные,
оформленные с использованием
восточной мебели, турецкого и пер-
сидского шелка, ковров, безделушек
и оружия.
В мавританском стиле построен
самый экзотический петербургский
доходный дом Мурузи (Литейный
пр., 24/27). Дом был заложен в
1874 году по проекту архитектора
A. К. Серебрякова, разработку от-
делки здания снаружи и внутри вы-
полнили архитекторы П. И. Шестов
и Н. В. Султанов. В испанской Гра-
наде они скопировали высеченные во
дворце Альгамбра надписи из Корана
и арабески, которые стали украшени-
ем фасада здания. Сейчас доступны
для обозрения «мавританские залы»
Юсуповского дворца на Мойке, 94;
Дома ученых на Дворцовой наб.,
26 (бывший дворец великого князя
Владимира Александровича); театра
«Санкт-Петербургъ Опера» на Галер-
ной ул., 33 (бывший дом фон Дер-
виза). Мавританский стиль оказал
большое влияние и на построенную в
1893 году синагогу (Лермонтовский
пр., 2. Проект архитекторов И. Ша-
пошникова и Л. Бахмана при участии
B. Стасова и Бенуа). В 1910 году
в Петербурге состоялась закладка
соборной мечети, главной мечети
Российской империи, освящение
которой состоялось в дни празднова-
ния 300-летия дома Романовых. Над
проектом в стиле северного модерна
работали гражданские инженеры
Н. В. Васильев и С. С. Кричинский.
В художественном оформлении ме-
чети были использованы мозаичные
панно, скопированные русскими ху-
дожниками в Самарканде. Мозаики
были выполнены и доставлены со
ст. Кикерино (Волосовский район
Ленинградской области), где нахо-
дились мастерские П. К. Ваулина,
одного из выдающихся художников-
керамистов.
За последнее десятилетие в на-
шем городе появились памятники
и мемориальные доски мусульма-
нам, жизнь и деятельность кото-
рых так или иначе была связана с
Петербургом-Ленинградом. Автор,
будучи краеведом, не ставит перед
собой цели отразить художествен-
ные достоинства современной мону-
ментальной городской скульптуры.
Речь идет об увековеченных лич-
ностях, их роли и месте в истории
Петербурга.
Идея установки памятника ве-
ликому поэту и мыслителю XII века
Низами Гянджеви возникла у пе-
тербургских азербайджанцев в 1992
году. Памятник создан в соавторстве
бакинским скульптором Герушем
Бабаевым и петербургским архи-
тектором Феликсом Романовским.
Оба автора - выпускники Санкт-
Петербургской государственной
художественно-промышленной ака-
демии (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной).
Осенью 2011 года в Российской
национальной библиотеке была
развернута выставка «Бог среди
поэтов», посвященная 870-летию
Низами, на которой были пред-
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 41 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст