М
ногонациональный Петербург
тетрадь». Стихи Джалиля переводили
на русский язык А. Ахматова, П. Анто-
кольский, Э. Багрицкий, С. Маршак,
А. Тарковский, В. Тушнова и др.
Памятник еще одному та-
тарскому поэту Габдулле Тукаю
(1886-1913) был установлен по
инициативе руководства Респу-
блики Татарстан в июне 2006 года в
сквере на пересечении Зверинской
ул. и Кронверкского пр., то есть
на территории бывшей Татарской
слободы. Авторы памятника -
скульпторы Ян Нейман и Ахнаф
Зиякаев, архитектор С. П. Одно-
валов. Тукая в народе называют
«татарский Пушкин». Год спустя, 24
июня 2007 года, на Казанской ул., 5,
была открыта мемориальная доска
(скульптор А. Зиякаев), по этому
адресу в меблированных комнатах
поэт останавливался в 1912 году.
Габдулла Тукай (Тукаев) родил-
ся в дер. Кушлауч Казанской губер-
нии в семье муллы. В четырехлетнем
возрасте он осиротел. Воспитывался
у родственников, учился в медресе
Уральска. Поэтический дебют Тукая
состоялся в 1905 году на страницах
небольшого сборника. Он быстро
стал известным благодаря публика-
циям в разных татарских периодиче-
ских изданиях. Стихи, публицисти-
ка, литературно-критические статьи
и фельетоны были оценены по досто-
инству: поэт стал знаменит. Власть
стала пресекать вольнодумство
периода Первой русской революции,
и, как следствие, в ноябре 1911 года
был наложен арест на сборник «Сти-
хотворения Г. Тукаева». В 1912 году
представители татарской интелли-
генции, проживавшие в Петербурге,
пригласили Тукая в столицу. В своем
дневнике поэт записал: «.
..Вот тебе
и Петербург. Николаевский вокзал.
В городе нет ни малейшего шума,
грохота и треска, темно и туманно.
Когда едешь в фаэтоне на мягких
резиновых шинах по дощатой мосто-
вой, кажется, что идешь в валенках
с толстой войлочной подошвой.
А какие высокие здания! Черт его
знает, где небо, где солнце? Облачно
или ясно? Ничего не определишь.
Я был потрясен. Меня поразило ве-
личие города. Однообразные доща-
тые мостовые. Проходят конки <.
..>
тут же трамвай, а за ним следом авто-
мобили! <.
..> Петербург место про-
свещения. В нем изящны и стройны
улицы науки. В разные часы днем,
вечером, всю ночь во многих местах
Габдулла Тукай.
Фото автора. 2011 г.
идут какие-то лекции, учеба. <.
..>
Хотя и приближался конец апреля,
петербургский холод был январским
холодом, а сырость - настоящей сы-
ростью. Поэтому прогулка по улице
для меня была мучительно тяжела,
хотя бы даже на фаэтоне. Приходи-
лось случайно выходить на Невский
проспект. Эта улица и поражала и
пугала меня. <.
..> Как не пугаться,
когда улица словно див10 ежеднев-
но уносит несколько жертв. Если
присмотреться к ним, оказывается,
что большинство из них рабочие.
Потому что они так же как и я, не
привыкли ходить по таким улицам
пэри11. Это улица богатых! Это улица
гладеньких!.
.»12
Габдулла Тукай был болен тубер-
кулезом. Муса Бигеев, один из лиде-
ров прогрессивного движения среди
мусульман, обратившийся к поэту с
предложением сначала подлечиться
в санатории13 за счет состоятельных
татар, а затем стать редактором одной
из мусульманских газет, не мог знать
истинного состояния здоровья Тукая.
Врачи настоятельно рекомендовали
поэту покинуть Петербург. Через
год по возвращении из Петербурга
15 апреля 1913 года выдающийся
татарский народный поэт, литератур-
ный критик, публицист и переводчик
скончался в Казани. Стихотворение
Тукая «Родной язык» - гимн татар-
ского народа. Интересно отметить,
что у этого гимна нет композитора -
музыка народная.
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
Современником Габдуллы Тукая
был Ахмед-Заки Валиди (1890-
1970), памятник которому был уста-
новлен правительством Республики
Башкортостан во внутреннем дворе
здания Двенадцати коллегий в свя-
зи с открытием при университете
в 2007 году Центра тюркских ис-
следований им. А.-З. Валиди. Автор
бюста - уфимский скульптор Влади-
мир Дворник, выпускник Российской
академия живописи, ваяния и зодче-
ства И. Глазунова.
Ахмед-Заки Валиди (Валидов)
родился в д. Кузяново Стерлита-
макского уезда Уфимской губер-
нии в семье муллы. Как любой
мусульманский ребенок, с раннего
детства он начал получать глубокие
конфессиональные знания, много
занимался самообразованием, но
лишь отчасти пошел по стопам
отца. Валидов преподавал в соз-
данном отцом медресе (училище
при мечети), в котором изучались
арабский язык, богословие, история
и география Востока. В 1908-1912
годах молодой человек учился в
казанском медресе Касимия, по-
сещал вольнослушателем лекции
в Казанском университете и затем
начал преподавать в медресе тюрк-
скую историю и историю арабской
и тюркской литературы. В 1912 году,
после публикации книги «История
тюрок и татар», он стал известен в
кругу ориенталистов. Валидов при-
нял участие в двух научных экспе-
дициях, предпринятых Академией
наук: в 1913 году - в Ферганскую
Ахмед-Заки Валиди.
Фото автора. 2011 г.
45
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 44 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст