46
М
ногонациональный Петербург
область и в 1914 году - в Бухарское
ханство. Это положило начало его
научным исследованиям по истории
и культуре Туркестана. Во время
второй экспедиции им была обна-
ружена рукопись перевода Корана
на тюркский язык, относящаяся
к Х веку. Коллекция рукописей,
привезенная им в Петербург, во-
шла в золотой фонд как собрание
Валидова. В предреволюционные
годы он жил и работал в Петрогра-
де, был экспертом и помощником
депутатов мусульманской фракции
Государственной думы. В свободное
время молодой человек сотруд-
ничал с востоковедами, посещал
еженедельные заседания «Радлов-
ского кружка», много работал в
архиве Академии наук, разбирая
старинные восточные рукописи, за-
нимался этнографией башкир. Зна-
менитый исследователь профессор
В. В. Бартольд, проводивший рас-
копки в Самарканде, пригласил его
на факультет восточных языков, но
на первом месте у молодого чело-
века тогда была политика. В годы
революции Валидов был в гуще
событий. Он воевал на стороне
атамана А. И. Дутова и адмирала
А. В. Колчака, в 1919 году пере-
шел на сторону советской власти.
Валидов стал председателем Баш-
кирского ревкома и членом РКП(б),
но в июне 1920 года, добровольно
оставив пост и письменно сообщив
об этом в Центральный Комитет,
присоединился к басмаческому
движению в Туркестане. В 1923
году, разочаровавшись в басмачах,
Валидов эмигрировал. Он был тепло
встречен единомышленниками-
эмигрантами в Париже, окунулся
было в политическую жизнь, но
в конце концов вернулся в науку.
Защитил диссертацию в Венском
университете, был удостоен звания
почетного профессора исламове-
дения Боннского университета.
Свои труды он подписывал Тоган
Заки Валиди. В мае 1939 года он
перебрался в Турцию, а через год
в Каире был издан его труд по
истории Туркестана. Вклад в науку
Валиди был оценен по достоинству:
он был профессором Боннского,
Геттингенского и Стамбульского
университетов и почетным доктор-
ом Манчестерского университета.
В 1951 году под его председатель-
ством в Стамбуле состоялся 21-й
Международный конгресс вос-
токоведов, а через два года Ахмед-
Заки Валиди основал Институт
исламских исследований, который
возглавлял до своей кончины в
1970 году.
Неподалеку от памятника Ва-
лиди 20 декабря 2011 года уста-
новили бюст Атауллы Баязитова.
Автор - петербургский скульптор,
выпускница Академии художеств,
руководитель мастерской Винера
Абдуллина. Деятельность Атауллы
Баязитова при жизни нашла отра-
жение на страницах Энциклопеди-
ческого словаря Ф. А. Брокгауза и
И. А. Ефрона. Автор в начале статьи
сообщил читателям: «писатель,
магометанин, происхождения татар-
ского, род. в 1846 г. в Касимовском
уезде, Рязанской губ., где отец его
был имамом. Учился в медресе близ
Касимова, потом сам стал препода-
вать в нем, преимущественно логику
и философию.
..»14 Далее, в 1870 году
земляки пригласили Баязитова в
Петербург, чтобы он возглавил вто-
рой магометанский приход. Община
арендовала квартиру для прожи-
вания настоятеля и коллективных
намазов по адресу: наб р. Мойки,
д. 22, кв. 28, рядом с Капеллой у
Певческого моста. Ахун Баязитов,
кроме своих прямых обязанностей,
служил переводчиком и преподава-
телем на курсах тюркских языков
в Министерстве иностранных дел,
читал лекции по мусульманскому
праву, преподавал магометанский
Закон Божий в военных учебных
заведениях. Городскому обывателю
он был знаком как автор изданных
в Петербурге на русском языке
книг «Отношение ислама к науке»
и «Ислам и прогресс». Кроме того,
ахун, откликаясь на публикации
в прессе, писал статьи в газеты
«Санкт-Петербургские ведомости»,
«Голос», «Сын Отечества» и др. Он
стремился опровергнуть домыслы,
передать суть религии, объяснить
происходившие за рубежом события
и оградить единоверцев от необо-
снованных нападок.
В период Первой русской рево-
люции ахун получил разрешение на
издание газеты, для которой выбрал
название по двадцать четвертой суре
Корана «Нур» («Свет»). Первый
номер газеты вышел 2 (15) сентября
1905 года. Это издание просуще-
ствовало до 1914 года. В 1906 году
при Петербургском мусульманском
благотворительном обществе был
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
Атаулла Баязитов.
Фото автора. 2011 г.
создан Комитет по постройке со-
борной мечети, членом которого
стал Баязитов. Ахун 2-го магометан-
ского прихода Баязитов скончался
в апреле 1911 года и был похоронен
на магометанском участке Волков-
ского кладбища. На это печальное
событие некрологами откликнулись
городские газеты.
Память о Баязитове жива среди
горожан-татар. В 1990 году татарская
интеллигенция Ленинграда возобно-
вила издание газеты «Нур - Свет»,
и в честь этого события день 19 мая
в Республике Татарстан объявлен
Днем печати. В дни празднования
300-летия Петербурга имя Баязито-
ва было увековечено мемориальной
доской (скульптор А. Зиякаев) на
Большом проспекте Петроградской
стороны, д. 45. В этом здании вышел
первый номер газеты «Нур». В нем
тогда размещалась восточная лито-
типография Ильяса-мурзы Бора-
ганского15, совмещавшего издатель-
скую деятельность с преподаванием
на факультете восточных языков
университета. Инициаторами уста-
новки памятника Атаулле Баязито-
ву в год столетия со дня его кончины
стали предприниматели-татары при
поддержке Постоянного представи-
тельства Республики Татарстан в
Санкт-Петербурге и Ленинградской
области. Фамилии жертвователей
высечены на постаменте.
Нельзя обойти вниманием две
мемориальные доски памяти Гирея
Алиевича Баирова (1922-1999),
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 45 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст