54
Железнодорожная школа в пос. Мга.
1947 г. Фото из музея школы
Синявинских торфоразработках
находилось 6374 спецпереселенца.
Среди них были и бывший зажи-
точный хуторянин И. П. Шевелев
с семьей, поселенные на Медве-
жьем острове Синявинских болот
в спецпоселке № 8. Сохранились
воспоминания его сына - Анатолия
Ивановича Шевелева, записанные в
1992 году.
Спецпоселок находился на
песчаном острове площадью около
двух кв. км и насчитывал пример-
но 60 зданий, включая бараки для
жилья, дома для администрации и
административно-служебные зда-
ния (комендатуру, пожарное депо,
филиалы обувной и швейной арте-
лей, магазин, столовую, Дом куль-
туры, два здания школы, детский
сад, поликлинику, больницу, баню,
сушилку - «вошебойку», две «кипя-
тилки»). Все спецпереселенцы, про-
живавшие в области, размещались
во временных помещениях.
«По технологическим условиям
добычи гидроторфа, - вспоминал
Анатолий Иванович, - везде про-
стирались ровные, как стол, так на-
зываемые поля разлива, перерезан-
ные осушительными канавами. Все
другие поселки торфопредприятия
прижимались к лесу, а наш был
специальным, поэтому от бывшего
леса остались 2-3 березы, одна из
которых росла возле комендатуры.
Вокруг поселка не было никакой
растительности, и мы, ребятишки,
очень скучали по лесу». Вспоминая,
какие мысли посещали тогда его,
мальчишку, он писал, что однажды
взбежал на горушку в Синявине,
глянул с высоты на торфоразработ-
ки и подумал: «И в этой черной яме
мы обречены жить? За какие гре-
хи?» Гиблые места наводили тоску
одним своим видом. Мать А. И. Ше-
велева, дочь священника, работала
парикмахером, «раскулаченный»
отец - «на торфе», на формовочной
машине по 12 часов в сутки.
Ограничений у спецпереселен-
цев было немало. Выезжать за преде-
лы торфопредприятия можно было
только с разрешения коменданта
поселка. Единственная тропа вела к
поезду «Синявино - Ленинград», на
ней выставлялись специальные «за-
ставы». Нарушители режима строго
наказывались. В магазинах были
спецотделы для сезонных вольно-
наемных рабочих с разнообразным
ассортиментом продуктов и про-
мышленных товаров (за сезон их
Железнодорожная школа
в пос. Мга.
1930 г.
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
приезжало из центральных районов
России в район Синявино до шести
тысяч человек), однако члены семей
спецпереселенцев не имели право
покупать там продукты.
Центром духовной жизни был
местный Дом культуры, который
посещали все жители поселков. Там
показывали кинофильмы, работала
библиотека, кружки художествен-
ной самодеятельности, фотокружок.
Дети учились в неполной средней
школе, в которой одна из учитель-
ниц называла детей спецпереселен-
цев «кулацким отродьем». Резуль-
татом подобного отношения части
населения к спецпереселенцам было
стремление последних во что бы то
ни стало вырваться из этих мест.
Формирование преданных власти
людей явно затягивалось самими
условиями существования спецпе-
реселенцев. Как насильственное,
так и добровольное формирование
«нового человека» шло, по существу,
в одних и тех же производственных
и бытовых условиях, с той только
разницей, что вольнонаемные мог-
ли поменять «среду обитания», в
то время как путь строительства
социализма в болотах для спецпере-
селенцев был предопределен.
Учительница Н. У. Титова, ра-
ботавшая в Назиевской школе с
1931 года, в своих воспоминаниях
писала о том, как тяжело было детям
из соседних деревень совершать
ежедневные переходы в школу по
6-10 км. Однако хуже всего было
детям рабочих, жившим в бараках-
общежитиях на первой линии На-
зиевстроя. Внутри барака во всю
длину помещения располагалась,
по сути, одна комната. Посреди
нее - проход, а по стенам стояли
топчаны, у самого входа находилась
одна большая плита, на которой
женщины готовили ужин (обедали
все в общественной столовой). В
таких бараках постоянно стояли
гул и крики. Жилищные условия
самих учителей были ненамного
лучше: отдельные комнаты имели
только семейные учителя. Моло-
дежь жила в комнатах по два-три
человека. «Однако, - вспоминала
Н. У. Титова, - несмотря на трудные
условия, настроение учителей и
учеников было хорошим, работа-
ли и учились, как тогда говорили,
“с огоньком”». Школа была центром
воспитания детей. Директор школы
П. Р. Шевердалкин не допускал
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 53 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст