П
.
етербуржцы и петербурженки
Икона из житииного ряда иконостаса церкви Св. Пантелеймона Целителя в Санкт-Петербурге
на родине отца - в Болгарии, он
был пленен иконописными ликами
старых болгарских храмов. В городе
Велико Тырново, славящемся ико-
нописными мастерскими, он впер-
вые окунулся в этот удивительный
мир. Болгарский мастер Рашко Бо-
нев был первым человеком, который
на глазах у маленького мальчика
Гоши сделал волшебные движения
кистью на доске, специально под-
готовленной к написанию иконо-
писного образа. Мастер подарил
Георгию дощечку и напутствовал
его. Она не стала детской забавой,
вскоре на ней появилось изображе-
ние Христа Пантократора, сделан-
ное шестилетним автором.
...Прошло несколько лет. В 1999
году в Петербургском Фонде куль-
туры (на Невском проспекте, 31)
открылась выставка работ десяти-
летнего иконописца. На вернисаже
было сказано много теплых слов в
адрес мальчика и его мамы, увидев-
шей в сыне не просто живой интерес,
а огромное увлечение, потребность
в написании ликов святых, образов
Божиих. Известные живописцы
Андрей Яковлев, Евгений Мальцев,
Виктор Николаев, искусствоведы
Нина Кутейникова, Светлана Граче-
ва, Юрий Мудров, Лариса Яковлева,
филолог - член-корреспондент РАН
Николай Скатов были в числе тех,
кто поддержал талантливого школь-
ника. Он и дальше стал упорно
учиться, познавать мир, пытаться
постичь законы и тайны иконопис-
ного мастерства.
В рамках краткого очерка вряд
ли возможно рассказать подробно о
работе молодого художника. Одна-
ко лишь перечисление выставок, в
которых он участвовал, впечатляет.
Только персональные: Велико-
Тырново, Брест, Варна, Одесса,
Париж, музеи Санкт-Петербурга
(шесть экспозиций), Минска,
Франкфурта-на-Майне, Пскова, Ли-
пецка, Тихвина, Гатчины, Кировска,
мемориальных - А. С. Пушкина в селе
Михайловском и Н. А. Римского-
Корсакова, там же - на Псковщи-
не.
.. Было и участие в выставке
в Москве, в Центральном музее
древнерусской культуры имени Ан-
дрея Рублева, посвященной юбилею
святого Серафима Саровского, где
архиепископ Истринский Арсений
принял от него дар для патриарха
Алексия II - икону святого работы
Георгия. Испытанием на творческую
и духовную «зрелость» стала работа
над иконостасами церквей - святой
Ольги Российской в Гродно, святого
Георгия Победоносца на городи-
ще Воронич (Пушкинские Горы),
святого Пантелеимона Целителя в
Санкт-Петербурге. В храмах - Всех
Скорбящих радости (Шпалерная
улица), Петра и Павла в Сестрорец-
ке, Казанском кафедральном соборе,
Св. Ксения Петербургская
_
Святитель Филарет Московский
с предстоящим А. С. Пушкиным
в петербургских музеях - истории
религии и театрального и музыкаль-
ного искусства хранятся выполнен-
ные им иконописные лики.
Согласитесь, сделано немало. И
не случайно крупный исследователь
современного церковного искусства
профессор Н. С. Кутейникова на-
писала недавно: «Было бы неверно
считать, что все созданное иконо-
писцем одинаково равноценно в
духовном или эстетическом плане.
Однако его поиски вряд ли стали бы
так продуктивны и были достойны
Церкви, если бы устремления его
сердца и души не были направлены
к Красоте и Правде. Именно через
зримые Красоту и Правду стремится
Георгий Панайотов выразить при-
сутствие Духа, и это ему удается».
Сегодня, закончив работу по
созданию образов для иконостаса
знаменитого петербургского «вик-
ториального» храма Святителя
Пантелеимона, Георгий Панайотов
67
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 66 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст