М
ногонациональный Петербург
функции. Так развивались Нов-
город, Псков, Владимир, Москва,
Ярославль, Рязань и другие рус-
ские города. Так же закладывался
и Петербург: на Заячьем острове
была возведена в начале XVIII века
Петропавловская крепость как фор-
пост в войне со Швецией, а затем по
проекту приглашенного Петром I
итальянского архитектора Д. Трези-
ни был построен Петропавловский
собор. Но в отличие от древнерус-
ских городов, дальнейшее развитие
Петербурга пошло уже по новой
даже для европейских городов
модели. Закладывая город в дельте
Невы, Петр I мечтал видеть его от-
крытым, с площадями и прямыми
улицами, на которых каменные
дома должны были быть выстроены
в красную линию «сплошной фаса-
дою». Строительство царской рези-
денции и прилегающих к ней улиц
«плановой» городской застройки
происходило в соответствии с по-
ложением различных сословий по
Табели о рангах. Храму, церковному
строительству хотя и отводилась
роль городских доминант, но в то же
время включение его в архитектур-
ные ансамбли города подчеркивало
своего рода равноправие светского и
религиозного начала в новой город-
ской культуре
В городе с момента его осно-
вания стали возводиться церкви
разных конфессий, в первую оче-
редь лютеранские и реформатские,
позже - католические. За Крон-
верком Петропавловской крепости
появилась Татарская слобода, где
жили мастеровые и торговые люди -
татары, калмыки, киргизы, турки
и представители других этносов.
Здесь стояли войлочные юрты и раз-
борные дома, которые легко можно
было перенести для работы в другом
месте. Память об этой слободе со-
хранилась в названии Татарского
переулка и Соборной (Татарской)
мечети, построенной в 1913 году.
Утвержденный Петром I прин-
цип веротерпимости имел истоки,
весьма отличающиеся от евро-
пейских религиозных традиций
толерантности. Парадоксально, но
именно в исследованиях привер-
женца евразийства Л. Н. Гумилева
во второй половине ХХ века было
подвергнуто критике укоренив-
шееся в славянофильской и ее пре-
емнице - евразийской концепциях
развития России представление об
исключительно западноевропей-
ской ориентации политики Петра I,
в том числе и в отношении форми-
рования культуры Петербурга. Как
отмечал Л. Н. Гумилев, «Москва
не продолжила традиций Киева,
она уничтожила традиции вечевой
вольности и княжеских междоусо-
биц, заменив их другими нормами,
во многом заимствованными у
монголов - системой абсолютной
дисциплины, широкой этнической
терпимости и глубокой религиоз-
ности. Все петровские реформы
были по существу логическим
продолжением реформаторской
деятельности его предшественни-
ков, которые заимствовали у татар
конструкцию административного
аппарата, организацию военного
дела, финансовую систему, органи-
зацию путей сообщения и почты и
прежде всего традиции националь-
ной терпимости»1.
Именно восточно-азиатские
традиции веротерпимости в де-
ятельности Петра I послужили
основой того, что в становлении
культурного пространства Петер-
бурга поликонфессиональность
стала естественным продолжением
петровской политики по заселению
города представителями разных на-
циональностей, этнических групп и
сословий. Кроме русских переселен-
цев - дворян, купцов и мастеровых
разных художеств, прибывших в
Петербург по царскому указу, в
город приехало много иностран-
цев: английские кораблестроители,
голландские офицеры, немецкие
ученые, итальянские и французские
архитекторы, а также художники и
мастера из разных стран Западной
Европы. При этом важно отметить,
что представители разных нацио-
нальностей и конфессий прибыли
в Россию не как колонисты или
миссионеры, а как специали-
сты высочайшего класса, пригла-
шенные и почитаемые властью.
А строительство храмов осущест-
влялось в Петербурге не в рамках
развития религиозных институтов,
а как атрибут полноценной челове-
ческой жизни.
В результате общим итогом
сосуществования представителей
разных культур и конфессий в ста-
новлении Петербурга стало форми-
рование уникального культурного
феномена: гармоничного поли-
культурного и поликонфессиональ-
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
ного пространства, включающего
представительство всех мировых
религий: христианства, иудаизма,
буддизма, ислама.
Одним из социокультурных
следствий такого феномена была
открытость пространства Петербур-
га, понимаемая и как преодоление
национально-конфессиональной
замкнутости отдельных культур, и
как возможность включения в ар-
хитектурные ансамбли памятников,
построенных в ином стиле, и как
открытие возможностей для твор-
ческой самореализации личности
художника-творца.
При этом необходимо подчерк-
нуть, что открытость культурного
пространства Петербурга форми-
ровалась и на основе длительной
(семивековой) национальной тра-
диции взаимодействия Древней
Руси с христианской культурой
стран Европы, на что обращал вни-
мание в своих работах, в частности, и
Л. Н. Гумилев: «Контакты с Западной
Европой у России никогда не пре-
рывались. Привлечение Петром I
на службу иностранных специали-
стов русскими людьми воспринима-
лось как нечто вполне привычное»2.
Влияние традиций европейского
межкультурного диалога на после-
дующее развитие русской культуры
неоднократно подчеркивал в своих
исследованиях и Д. С. Лихачев:
древнерусская литература как ядро
средневековой культуры, «общая
для южных и восточных славян,
была литературой европейской
по своему типу и в значительной
мере - по происхождению. Эта ли-
тература, объединяющая различные
славянские страны, существовала в
течение многих веков, иногда впи-
тывала в себя особенности языка
отдельных стран, но одновременно и
освобождалась от этих особенностей
благодаря интенсивному общению
славянских стран. Древнерусская
литература обладала всеохватываю-
щим внутренним единством <.
..>
как литература одной темы и одно-
го сюжета. Этот сюжет - мировая
история, и эта тема - смысл челове-
ческой жизни, процесс ее развития
шел не путем дробления целого, а
путем его роста и детализации»3.
Подобная динамика культурно-
го процесса стала характерной осо-
бенностью и становления культур-
ного пространства Петербурга. Но
в отличие от развития древнерус-
7
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 6 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст