П.
етербуржцы и петербурженки
70
Однажды некая дама, заве-
дующая отделом, написала статью
в ЮНЕСКО. В таком виде давать
материал было невозможно, поэто-
му кое-что подлежало правке. Тогда
эта дама направилась к заместителю
директора по науке Ольге Дмитрие-
ве Голубевой и сказала, что какая-то
девчонка правит ее работу. (В то
время Ольга Семеновна уже была
матерью семейства.) Голубева вы-
звала, посмотрела статью и согла-
силась с правками.
Тем временем писала дис-
сертацию, консультировалась в
университете у Валентина Яков-
левича Бродского, однако ни дня в
аспирантуре не была. В 1963 году
защитилась, стала кандидатом ис-
кусствоведения и получила пере-
вод в научный отдел, который на-
зывался Отделом печатных работ.
(Сейчас это Отдел библиографии
и краеведения.)
Возможности Ольги Семенов-
ны проверили на брошюре «Что дает
человеку искусство». Постаралась
составить указатель без скучного
словосочетания «книга рассказы-
вает.
..». По-видимому, работа ока-
залась удачной.
На этом наш разговор решили
закончить, а продолжить через не-
сколько дней. Впрочем, именно в
тот раз Ольга Семеновна надписа-
ла мне при выходе из библиотеки
две книжечки, которые я принес
с собой:
Острой О. С. Труды, в которых
отразился век: Историки искусства
в Публичной библиотеке: конец
ХУШ - начало XX в. / Российская
национальная библиотека. СПб.,
2004. 176 с.
На титульном листе:
Уважаемому Александру Алек-
сандровичу Тетерину - коллек-
ционеру человеческих душ и мозгов.
О. Острой. 31.09.2011 г.
Острой О. С. П. Н. Столпян-
ский и его «Петербургиана» в Рос-
сийской национальной библиоте-
ке / / Историко-библиографические
исследования: Сборник науч-
ных трудов. Вып. 7. СПб., 1998.
С .77-92.
На титульном листе:
Уважаемому Александру Алек-
сандровичу Тетерину - человеку
книж ному - с пожеланием обо-
гащать коллекцию книг и персон,
которые к ним (книгам) причастны.
О. Острой. 3109.2011.
Через неделю состоялась новая
встреча.
«В то время Государственная пу-
бличная библиотека им. М. Е. Сал-
тыкова-Щедрина оказалась голов-
ным учреждением по библиогра-
фии второй степени, - продолжает
рассказ Ольга Семеновна. - Это
значит - библиография библио-
графии».
Острой начала работу над боль-
шим выпуском, который назывался
«Изобразительное и прикладное
искусство: Библиография русской
библиографии». В 1969 году книга
вышла в свет, имела хорошую прес-
су, появился положительный отзыв
в журнале «Искусство».
В 1972 году вышла вторая книга
той же тематики, только учитыва-
лись не библиографические, а спра-
вочные издания. Таким образом,
произошла фиксация репертуара
библиографических и справочных
изданий по отраслевой библиогра-
фии, то есть по искусствоведению.
Издательство «Художник
РСФСР» обратилось к ней с прось-
бой подготовить библиографиче-
ское пособие «125 лучших книг по
изобразительному и прикладному
искусству». Заказ выполнила в срок.
Затем приступила к планомерной
работе над историей искусствовед-
ческой библиографии. «Дело в том,
что у нас в библиотеке, и не только у
нас, история отраслевой библиогра-
фии в загоне, - говорит Ольга Семе-
новна. - Если над общей библиогра-
фией еще работают исследователи,
то с отраслевой сложнее. Над ней
должны работать не библиографы
вообще, а профессионалы той или
иной специальности. Чтобы делать
такую историю библиографии, сле-
дует знать закономерности разви-
тия обозначенной отрасли знания.
А поскольку я искусствовед, то раз-
решила себе заниматься искусство-
ведческой библиографией».
В 1991 году Ольга Семеновна
выпускает книгу: «История ис-
кусствоведческой библиографии
в России (XI - начало XX в.)». Не
случайно библиограф начала работу
с XI века: житий святых, патристи-
ки, эстетических трактатов. Иссле-
дователь подчеркивает, что каждое
явление должно рассматриваться с
момента его эмбрионального суще-
ствования, лишь после этого воз-
можно понимание закономерностей
процесса развития.
В начале работы она исследова-
ла государственные архивы Москвы
и Петербурга, в том числе Музея
изобразительных искусств, Эрми-
тажа, Русского музея.
Религиозное искусство древ-
ности было строго каноничным,
художник не имел права отступать
от установленных правил, поэтому
рекомендации всегда содержали
этот канон со ссылкой на то, откуда
он взят. «Это, конечно, были зачатки
не библиографического мышления,
а, скажем, библиографического
взгляда, - подчеркивает Острой. -
Таким образом, я начала писать цикл
статей специально о Древней Руси.
Первая статья называлась «Нача-
ла», далее - о XVIII веке, первой
половине XIX века, второй полови-
не XIX века, начале XX века. Затем
весь материал объединила в единую
книжку: “История искусствовед-
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 69 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст