8
М
ногонациональный Петербург
ской культуры, открытость границ
которой базировалась на единстве
духовно-познавательного процесса
освоения русскими культуры хри-
стианского мира и включения в нее
достижений древнерусской куль-
туры, общей основой открытости
культурного пространства Петер-
бурга стало единое созидательное
начало, объединившее восточные и
западные культурные традиции.
По мере возведения города со-
зидательное начало взаимодействия
представителей разных националь-
ностей, сословий, религий и культур
сделало очевидным для его участни-
ков зависимость их профессиональ-
ных достижений от уровня мастер-
ства, от таланта и общечеловеческих
нравственных качеств личности
(добросовестности, трудолюбия,
честности, взаимопомощи и др.), а
не от национальной или конфессио-
нальной принадлежности.
Открытость и созидательность,
в свою очередь, стали основой
уникального для своего времени
духовного измерения пространства
как условия творческой самореали-
зации личности не только ведущих
архитекторов, художников и строи-
телей, но и для простых мастеровых,
участвующих в сложном и многооб-
разном убранстве Петербурга и его
окрестностей. Крылатое выражение
о том, что архитектура - это за-
стывшая музыка, в культурном про-
странстве Петербурга обрело новое
значение в развитии гармоническо-
го начала как в архитектуре, так и
в русской певческой музыкальной
культуре. Не удивительно, что это
гармоническое начало оказалось
так созвучно петровскому образу
Северной столицы.
Благодаря деятельности вос-
питанника Придворной певческой
капеллы, а с 1801 года ее директора,
композитора, певца и дирижера
Д. С. Бортнянского, традиции ду-
ховных песнопений получили свое
развитие в культурном пространстве
Петербурга. Так же как Растрелли в
своих архитектурных творениях
синтезировал особенности рус-
ского зодчества с европейскими
традициями, в музыкальном ис-
кусстве, уже «начиная с XIX века,
проявляется мощная тенденция к
национальному своеобразию гар-
монии в творчестве М. И. Глинки,
М. П. Мусоргского и других русских
композиторов. Используя общеев-
ропейскую гармоническую систему,
свойства русской гармонии в соче-
тании с оригинальной мелодикой
и ритмикой во многом обусловили
своеобразный облик русской музы-
кальной культуры»4.
Гармоничное сочетание тради-
ций Востока и Запада, открытости
и созидательности в становлении
культурного пространства Петер-
бурга, свободы совести и творческой
самореализации его созидателей
привело к духовной гармонии
женского и мужского начал в этих
процессах. Одной из особенно-
стей, отличающей взлет культуры
Петербурга во второй половине
XVIII века и первой половине XIX
века, была его тесная взаимосвязь с
деятельностью образовательных ин-
ститутов Петербурга, которая стано-
вится все более значимым фактором
формирования его культурного
пространства. Необходимо заново
переосмыслить ту уникальную роль,
которую сыграло в формировании
культурно-образовательного про-
странства Петербурга женское
образование, на что одним из пер-
вых среди исследователей рус-
ской культуры обратил внимание
Ю. М. Лотман5.
В 1764 году по Указу Екатерины II
было создано Государственное жен-
ское дворянское учреждение, или
Императорское общество института
благородных девиц. Появление
этого учебного заведения оказало
огромное влияние и на становление
всей российской системы образова-
ния, и на характер педагогической
мысли, и на развитие культуры Пе-
тербурга. Идея открытия Смольного
института благородных девиц при-
надлежала И. И. Бецкому, русскому
просветителю и педагогу, включив-
шему его создание в свой проект
реформы народного образования.
В основу образования смолянок уже
«на заре жизни», по убеждению Бец-
кого, должны были быть положены
нравственные добродетели: «вера в
Бога, благонравие, трудолюбие, бе-
режливость, опрятность, терпение,
ибо самые мудрые законы без до-
брых нравов не сделают государство
счастливым»6.
Воспитание смолянок было ори-
ентировано на воплощение ново-
го идеала женщины-дворянки -
образованной светской женщины,
обладающей тонким эстетическим
вкусом и изысканными манерами.
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
Большое значение в связи с этим
придавалось художественному
образованию девушек: «их учили
игре на клавесине, арфе, скрипке,
виолончели, пению, танцам и даже
композиции. В институте был соз-
дан театр. Его оперные и балетные
постановки, посещаемые членами
императорской семьи, пользовались
огромным успехом»7. О художе-
ственных дарованиях и обаянии
смолянок мы можем судить по се-
рии портретов кисти Д. Г. Левицкого
(1772-1776), где они представлены
или в образах героинь опер, или
играющими на музыкальных ин-
струментах.
Вскоре после открытия Инсти-
тута благородных девиц по ини-
циативе Бецкого был осуществлен
еще один педагогический благо-
творительный проект - создание
Воспитательного дома для сирот
и «безродных» младенцев, на базе
которого впоследствии был орга-
низован Государственный педаго-
гический институт им. А. И. Герце-
на. Деятельность Петербургского
воспитательного дома неразрывно
связана с именем императрицы
Марии Федоровны. Следуя гумани-
стическим принципам, заложенным
Бецким, Мария Федоровна пре-
образовала воспитательный дом
в целый комплекс медицинских и
учебно-воспитательных учрежде-
ний, обеспечивающих бесплатную
помощь бедным матерям и детям,
вскармливание брошенных младен-
цев, приют, обучение и воспитание
сотен сирот, независимо от их со-
циального происхождения. Это
был настоящий подвиг милосердия,
длившийся более 30 лет. Как отме-
чали ее благодарные последователи,
«трудно найти историческое имя,
которое было бы более популярно
и более бессмертно на Руси имени
императрицы Марии Федоровны
<...> Слава ее не блещет яркими
героическими деяниями <.
..> она
сияет мирным кротким греющим
светом любви и милосердия.»8
В начале XIX века со Смольным
институтом была связана также и
деятельность одного из основателей
российской педагогической науки -
К. Д. Ушинского. Работая инспек-
тором классов, он реформировал
систему образования института,
построив ее на принципах патриоти-
ческого воспитания и приобщения
смолянок к богатству родного языка
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 7 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст