М
ногонациональный Петербург
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
и русской культуры. Ушинский ввел
в обучение двухлетние педагогиче-
ские классы, окончание которых
позволяло выпускницам Смольного
института вести профессиональную
педагогическую деятельность.
Связь женского образования
с основами семейной педагогики
оказала влияние на формирование
нового для городской культуры
XVIII века социального института
домашнего воспитания и образо-
вания детей в дворянских семьях.
Именно с середины XVIII века в до-
мах дворян появляются библиотеки
и у хозяина, и у хозяйки, в которых
были представлены произведения
отечественной и зарубежной лите-
ратуры. Екатерина Дашкова, одна из
блистательных женщин той эпохи
и одна из первых в мире женщин,
ставшая в 1783 году Президентом
Академии наук, отмечала в своих
записках: «Мы учились четырем
языкам (французскому, немецкому,
итальянскому и русскому)»9. Кроме
того, княгиня обучалась рисованию,
музыке, танцам; ее игрой и пением
позднее восхищался французский
философ Дидро.
В начале XIX века начинает
формироваться новое отношение
к детству, в котором ведущее зна-
чение приобретает воспитание в
духе нравственных идеалов и цен-
ностей романтического искусства.
Как нам известно из биографии
А. С. Пушкина, в раннем детстве
ребенок слушал нянины сказки,
в которых Добро сталкивается со
А. О. Смирнова-Россет.
Худ. П. Ф. Соколов, 1834-1835 гг.
Всероссийский музей А. С. Пушкина
Злом, а повзрослев, знакомился с
романами, в которых героические
рыцари спасают красавиц, вступая
в борьбу с силами Зла.
Эти идеалы послужили основой
формирования личности женщин,
ведущих активный духовный об-
раз жизни. Одним из духовных
проявлений такого феномена, как
Пушкинский век, стало возникно-
вение в Петербурге художественно-
литературных салонов, законода-
тельницами которых были женщины
дворянки, одаренные, образованные,
духовно богатые: Е. И. Оленина,
Е. И. Голицына, А. О. Смирнова-Рос-
сет, С. Н. Карамзина, Е. П. Ростопчина.
В театре блистали своим талантом
драматическая актриса Е. С. Семено-
ва, балерина А. И. Истомина. Многие
из них стали и музами поэтов, му-
зыкантов, художников, писателей,
и устроительницами их духовно-
творческой жизни. Поистине ге-
ний А. С. Пушкина, М. И. Глинки,
М. Ю. Лермонтова мог расцвести
только в таком возвышенном духом
общении. Этот «чистейшей прелести
чистейший образец» А. С. Пушкин
воплотил в художественном образе
героини романа в стихах «Евгений
Онегин» Татьяны Лариной, ставшей
духовно-нравственным идеалом
многих девушек не только XIX, но и
XX века. Так, Марина Цветаева - поэт
Серебряного века, в своих вос-
поминаниях признавалась, что
всю свою жизнь она старалась
следовать этому идеалу. Даже в
советское время, превращенный
Е. И. Голицына.
Худ. Йозеф Грасси,
1800-1802 гг.
Е. П. Растопчина.
Худ. Г. Кордик. 1846 г.
Е. М. Оленина.
Литография с рис. Василевского
в школьно-хрестоматийный, этот
идеал не утратил своего духовного
обаяния .
Подлинными центрами куль-
турной жизни столицы, начиная
с XVIII века, стали музыкальные
салоны княгини Зинаиды Волкон-
ской, князей В. Ф. Одоевского и
А. Ф. Львова, графов Виельгорских,
великой княгини Елены Павлов-
ны. В Белом зале Михайловского
дворца, в салоне Елены Павловны -
одной из образованнейших женщин
своего времени, покровительницы
искусств и меценатки, собирались
самые знаменитые люди России и
Европы - политики, ученые, поэты,
художники, музыканты. Одним из
руководителей музыкальных вече-
ров в салоне великой княгини стал
Антон Григорьевич Рубинштейн,
9
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 8 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст