еизвестное об известном
Зимнего дворца, расставлены там на
подушках, «чем все и окончено».
Новый император отдал дань
памяти свои родителям и мог за-
няться делами. 18 декабря 1796
года государь манифестом объявил
о назначении первой совместной
коронации императора Павла I и
императрицы Марии Федоровны в
Москве в апреле 1797 года47.
Траур по Петру III и Екатерине II
закончился 24 ноября 1797 года.
Впоследствии вполне закон-
ное и возможное действо обросло
огромным количеством слухов.
Трудно найти инвентора мифа о
посмертной коронации Петра III,
пожалуй, одного из самых рас-
пространенных в российской исто-
рии. Очевидно, родилась легенда
в кругах, далеких от знания осо-
бенностей церемониальной жизни
императорского двора, но подогре-
валась оппозиционерами Петра III и
Павла I и сторонниками более
успешной в политических делах
российской императрицы Екатери-
ны II, скорбящими о смерти благо-
детельницы. Однако рассмотрению
всех слухов и легенд, связанных
с так называемой «посмертной
коронацией», должно быть по-
священо отдельное исследование,
остающееся за рамками этой темы,
так же как и вопрос об участии
графа А. Орлова в церемониале
перенесения останков Петра III из
Александро-Невского монастыря в
Зимний дворец. Задача автора этой
статьи заключалась в попытке при-
влечь внимание читателя к вопросу
о том, что далеко не все кажущееся
очевидным в истории является
таковым. Незнание предмета, в
данном случае жизни Российского
императорского двора, и предвзятое
отношение определенной группы
современников к личности импера-
тора Павла I породило непонимание
сути происходившего у потомков
и стало чуть ли не общим местом
отечественной истории. Однако не
все люди того времени воспринима-
ли совместные похороны Петра III
и Екатерины II с негативной сторо-
ны. Так, рассуждая о событиях, их
современник А. Т Болотов считал,
что неприглядные причина и об-
стоятельства смерти императрицы
без покаяния, без соборования, без
изъявления последней воли и семьи,
собравшейся около умирающей,
возможно, были посланы русско-
му народу промыслом Божьим,
ибо носились слухи о намерении
ее передать престол через голову
своего сына и законного наслед-
ника, которому присягали в день
ее восшествия на престол 28 июня
1762 года. Поэтому вступление
на престол Павла I, законного на-
следника и императора, произошло
мирно и спокойно и «паче всего для
всего народа радостно», а печаль по
ушедшей монархине «поразительна
и чувствительна»48. Современники,
не отягощенные неприятием всех
деяний Павла Петровича, справед-
ливо полагали, что Петр III был
захоронен со всем небрежением,
которое недостойно внука Петра I и
императора, не в том месте, без мав-
золея и церемонии, и расценивали
решение Павла I о перезахоронении
его отца исключительно в положи-
тельном ключе49.
Еще одной из возможных при-
чин перезахоронения можно назвать
постоянно появлявшихся самозван-
цев, называвших себя Петром III.
По сути, повторные похороны тела
внука Петра I были повторением
сюжета с перенесением останков
царевича Димитрия, младшего сына
Ивана IV, из Углича в Москву, с той
лишь разницей, что осуществлялся
императорский похоронный цере-
мониал без канонизации, к которой
прибегла власть в 1606 году, чтобы
положить конец «воскресениям»
убиенного царевича. В конце XVIII
века народ должен был удостове-
риться, что подлинный низвергну-
тый император действительно умер
34 года назад и более объявиться
не мог.
Прецеденты для перенесения
останков хорошо известны рус-
ской истории. Одно из таких со-
бытий связано с формированием
Александро-Невского монастыря,
когда по приказу прадеда Павла
Петровича Петра I мощи святого
благоверного князя Александра
Невского были торжественно пере-
несены на берега Невы из Владими-
ра. 18 декабря 1797 года, в первую
годовщину похорон Петра III и
Екатерины II и в день рождения
Елизаветы Петровны, Павел I ока-
зал высокую честь монастырю, при-
казав его «переименовать Лаврою со
штатом наравне с Киево-Печерскою
и Троицкою Сергиевскою»50.
Трудно не согласиться с князем
П. А. Вяземским: «Все царствование
Павла, вероятно, излишне очернено.
Довольно и того, что было, но пар-
тия не довольствуется истиною»51.
Нынешний год богат на юбилеи.
В 2013 году исполняется 400 лет с
начала правления династии Романо-
вых и 300 лет Александро-Невской
лавре. События, описанные в этой
работе, логически связаны с исто-
рией династии и лавры. Династии
Романовых как правящей семьи
уже не существует, хотя живы их
потомки, но возрождается и уси-
ливается святыня нашего города
Александро-Невская лавра - один
из главных духовных центров всей
нашей страны.
Могилы Екатерины II и Петра III в Петропавловском соборе
19
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 18 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст