еизвестное об известном
24
16
церквей, самыми почитаемыми
были Лазаревская, Благовещенская,
Федоровская - каждой из них по-
священа своя открытка, но, конечно,
большинство открыток - с видами
Троицкого собора. Здесь, в главном
храме монастыря, хранились мощи
Александра Нев-ского, помещенные
в серебряную раку. По замыслу
Петра I монастырь должен был
увековечить память новгородского
князя Александра Ярославовича,
мощи которого, по повелению царя,
были перенесены в Петербург и ста-
ли главной реликвией обители. От-
крытки дают возможность мысленно
постоять у раки, преклонить колена и
приложиться к этим дорогим каждо-
му россиянину святыням.
Фотографии Троицкого собора
сделаны в разное время: всего их
пять. Они позволяют увидеть, что
за время, прошедшее от первой до
последней съемки, вокруг входа в
собор выросли маленькие деревца.
Время последней съемки доста-
точно точно известно - это 1910-е
годы, время наиболее ранней - за
несколько лет до 1895 года. Это один
из редких сюжетов, где мы видим
монахов: они свободно расположи-
лись на ступенях собора в ожидании
службы или после нее. Как ни жаль,
но всего одна открытка посвящена
жизни братии - «Рыбаки-монахи
в Александро-Невской лавре»: эта
идиллическая сцена, так не похожая
на городской вид, - единственная
подлинная фотофиксация трудов
монахов. Еще одно свидетельство
о жизни монастыря - открытка, на
которой мы видим митрополита
Владимира (в миру Василий Ники-
форович Богоявленский, 1848-1918),
епископа Русской православной
церкви, митрополита Московского и
Коломенского (1898-1912), митро-
полита Санкт-Петербургского и Ла-
дожского (1912-1915), митрополита
Киевского и Галицкого (1915-1918).
Он был единственным иерархом
Российской Церкви синодального
периода, последовательно занимав-
шим все три митрополичьи кафедры в
Российской империи. 23 ноября 1912
года владыка Владимир был назначен
митрополитом Санкт-Петербургским
и Ладожским и священноархиман-
дритом Свято-Троицкой Александро-
Невской лавры и первенствующим
членом Святейшего Синода. Видимо,
на фотографии запечатлен один из
его выходов к верующим, а может
быть, фотограф-любитель просто
успел снять выход иерарха после
воскресной литургии. Сценка, ско-
рее, привычная: дама, подошедшая
за благословением. Вездесущие
любопытные мальчишки в картузах,
господа в котелках и кепках, дамы в
шляпках. Кто-то из почтения к иерар-
ху уже снял головной убор и готов
приложиться к его руке, а кто-то в
стороне от событий идет и спокойно
разговаривает со спутником. После
осмотра монастыря и, вероятно, мо-
лебна надо заглянуть и на кладбище.
Возможно, не забыт букетик ланды-
шей, любимых цветов Петра Ильича
Чайковского. По наличию открыток
с могилой великого композитора
беру на себя смелость утверждать,
что многие в те годы посещали его
могилу. Во всяком случае, благодаря
открыткам мы можем видеть могилы
композиторов Чайковского, Бороди-
на и Мусоргского до того, как в 1930-е
годы их превратили в памятники
музея скульптуры.
Последние две дореволюци-
онные открытки, связанные с лав-
рой, - это два учебных заведения.
Первое - Духовная семинария.
В 1721 году, по повелению Петра I,
была учреждена Славянская шко-
ла для обучения азбуке, письму,
псалтири, арифметике, грамматике
и толкованию евангельских бла-
женств. В 1725 году она была опять
переименована в Славяно-греко-
латинскую семинарию. В 1788 году
семинария переименована в Глав-
ную семинарию, куда вызывались
лучшие воспитанники из других
семинарий для приготовления
к преподавательскому званию.
В 1797-1809 годах семинария име-
новалась Александро-Невской
академией. Епархиальным архие-
реям предписывалось присылать
в академию через каждые два года
лучших учеников, по два человека.
В результате всеобщей реформы ду-
ховного образования в начале 1809
года академия была преобразована
в три учебных заведения (хотя и
размещавшихся по-прежнему в
Александро-Невской лавре): Санкт-
Петербургскую духовную академию
(высшая школа), Духовную семина-
рию (средняя школа) и Александро-
Невское духовное училище (низшая
школа). В 1841 году семинарию
перевели за стены монастыря в
новое особое здание, которое мы и
видим на открытке.
Второе учебное заведение - Иси-
доровское епархиальное женское
училище было основано в 1870 году
митрополитом Исидором (Николь-
ским). Оно располагалось недалеко
от лавры, в доме № 176 по Невскому
проспекту. Учились в нем в основном
дочери сельского духовенства; жили
там же, в общежитии. Окончившие
полный курс (семь лет) получали
право преподавания в приходских
школах; тем же, кто хотел учиться
дальше (на Бестужевских курсах или
в Женском медицинском институте),
нужно было еще добрать год-два в
женской гимназии и сдать гимнази-
ческие экзамены. С посещением этих
двух учебных заведений и заканчива-
ется наша прогулка.
Но не заканчивается история
открыток этого района города. По
понятным идеологическим причи-
нам, она прервалась надолго. После
70-летнего перерыва в 1986 году
издательство «Планета» издало
открытку с Благовещенской церко-
вью, правда скрыв ее название под
«псевдонимом» «Музей городской
скульптуры». Тираж той советской
открытки - 700 тысяч экземпля-
ров - сразу в 10 раз превысил весь
суммарный тираж открыток, о ко-
торых мы только что рассказали.
Вернемся к «псевдониму»: в момент
издания открытки в этом здании,
как и во многих других бывших
монастырских зданиях, размещался
засекреченный НИИ «Прометей».
5
апреля 1996 года при участии
Святейшего патриарха Московского
и всея Руси Алексия II, духовенства
Санкт-Петербургской епархии, мэра
Санкт-Петербурга А. А. Собчака,
руководства НИИ «Прометей» со-
стоялась символическая передача
комплекса лавры. Свидетельство
того важного дня сохранилось на
открытке. Это приглашение ми-
трополита Владимира (Котлярова)
на прием в честь удивительного
исторического события, словно по-
вернувшего реку времени вспять.
И вот уже наступил 2013 год.
Опять дама остановится перед
священнослужителем, с почтением
и трепетом прося благословения, а
случайный фотограф щелкнет своей
электронной камерой, а кто-то из-
даст открытку. Время не остановить
никому.
*
Открытки предоставлены Госу-
дарственным музеем-заповедником «Пе-
тергоф».
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 23 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст