еизвестное об известном
ния об Александро-Невской лавре».
Это Положение повышало статус
обители, выводя ее из подчинения
епархиальному архиерею и пресле-
дуя цель превратить ее в важней-
ший центр духовного просвещения:
«1. Свято-Троицкая Александро-
Невская лавра имеет назначение слу-
жить святой Православной Церкви
религиозно-просветительной дея-
тельностью. Программа религиозно-
просветительной деятельности лавры
подлежит обсуждению на съезде уче-
ных иноков. 2. Александро-Невская
лавра подчинена непосредственно
Святейшему Синоду. 3. Лавра имеет
особого настоятеля в сане епископа
или архимандрита. Должность на-
стоятеля лавры не соединяется с
должностью Петроградского епар-
хиального или викарного епископа.
Лавра поминает епархиального ар-
хиерея на богослужениях.
.. Лавра
отпускает на содержание петро-
градского епархиального архиерея
денежное довольствие на суще-
ствующих основаниях, но не больше
18 тысяч.
.. в год, и предоставляет
епархиальному архиерею и двум его
викариям, сверх помещения, выезд,
прислугу и стол. 4. Лавра управляет-
ся Духовным собором из шести лиц:
настоятеля, его наместника и четы-
рех членов. 5. Порядок избрания
и назначения настоятеля и членов
Духовного собора определяется осо-
быми правилами, утверждаемыми
Святейшим Синодом. Должностные
лица лавры - казначей, эконом, риз-
ничий, благочинный, духовник не
являются членами Духовного собора,
но присутствуют в соборе с правом
совещательного голоса при докла-
де дел, касающихся порученному
каждому из них послушанию. 7. В
состав братства лавры определяются
лица преимущественно с высшим и
средним образованием, коих должно
быть в братстве во всяком случае
никак не менее половины»10. Реально
данное положение действовало очень
короткий период времени - во второй
половине 1917 - начале 1918 года.
В начале июня в связи с воз-
никшей угрозой Петрограду из-за
возможности немецкого наступле-
ния в Синоде был поднят вопрос
о вывозе мощей св. Александра
Невского из города, и епископ Сера-
фим (Лукьянов) внес предложение
о предварительном вскрытии раки и
освидетельствовании мощей князя.
Это предложение было принято, и
12
июня состоялся предваритель-
ный осмотр раки, а 28 июня в соот-
ветствии с секретным словесным
определением Синода - вскрытие
саркофага и осмотр самих мощей. По
поручению Синода его проводили в
обстановке строгой секретности ар-
хиепископ Вениамин (Казанский),
епископы Серафим (Лукьянов) и
Прокопий (Титов), пригласившие
себе в помощь архимандрита Авраа-
мия (Чурилина) и слесаря из мирян.
Под крышкой раки они обнаружили
открытый кипарисовый гроб с вос-
ковой головой и «чучелом» князя
(изготовленным из ваты, зашитой в
шелковые мешки), в которое были
помещены подлинные мощи - часть
черепа, кости рук и ног и два ребра.
На бумаге, лежащей в мешочке с
мелкими костями, указывалось, что
мощи были собраны «после церков-
ного горения», когда сгорели все
имевшиеся в храме иконы11.
Известно, что обретенные в 1380
году нетленные мощи князя дважды
пострадали от пожара - в 1491 году
во Владимире и в 1723 году во время
перенесения по указу Петра I в Пе-
тербург, когда их оставили по пути
зимовать в Шлиссельбурге в специ-
альном павильоне, а тот в это время
сгорел. Член лаврской ревизионной
комиссии 1917 года С. П. Каблуков
в своем дневнике записал, что, по
его мнению, чучело мощей делали
«с ведома и разрешения Петра I,
знавшего и скрывавшего правду,
хотя возможно, что повреждение
мощей от пожара заставило других
лиц прибегнуть к обману, и Петр I
также был обманут ими». Узнав о
результатах осмотра, Синод 27 июня
постановил произвести «переобла-
чение мощей», то есть отделить под-
линные мощи от инородных пред-
метов, поручив это синодальным
членам - владыкам Сергию и Пла-
тону. Само «переоблачение» было
проведено 24 июля архиепископами
Сергием (Страгородским), Вениа-
мином (Казанским) и архимандри-
том Артемием (Ильинским) при
участии архимандрита Авраамия
и двух слесарей. Все посторонние
предметы из раки удалили, а части
мощей собрали вместе и положили
в кипарисовый ящик, изготовлен-
ный на средства архимандрита Ав-
раамия, который позднее растопил
восковую голову князя. О прове-
дении 24 июля осмотра мощей и
помещении их в «новоустроенный»
ящик был составлен сохранившийся
официальный акт12.
Дневник С. П. Каблукова и
архивные документы не оставляют
сомнения в том, что после осмотра
1917 года в раке остались подлин-
ные мощи, которые были изъяты
из лавры в 1922 году по указанию
советских властей и вновь возвра-
щены в Свято-Троицкий собор в
1989 году из Музея истории религии
и атеизма. Таким образом, лишены
всяких оснований упоминавшиеся
в литературе версии, что «в период
революционных страстей 1905 года,
опасаясь осквернения святыни, не-
кие монахи куда-то скрыли мощи
великого князя», или что летом 1917
года в «период кризиса власти» ар-
хиепископ Вениамин подменил или
частично изъял святыню13.
Одна из причин помещения мо-
щей в новый ящичек заключалась в
обеспечении удобства их транспор-
тировки при возможной эвакуации
лавры в случае возникновения угро-
зы захвата столицы немцами. Так,
вскоре после взятия германскими
войсками Риги, Синод 23 августа
издал указ о подготовке вывоза
лаврской ризницы и размещения ее
в Екатеринбургском Архиерейском
доме, при этом невоеннообязанных
монахов планировалось эвакуиро-
вать в Верхотурский и Далматов-
ский монастыри екатеринбургской
епархии. Позднее - в октябре 1917
года 56 принявшим постриг насель-
никам (семи архимандритам, 26 ие-
ромонахам, 21 иеродиакону и двум
монахам) даже выдали «бессрочные
паспортные книги» ввиду «пред-
стоящей эвакуации Петрограда».
К счастью, намеченная эвакуация
так и не состоялась.
На протяжении всего 1917 года
финансово-хозяйственное поло-
жение лавры вследствие бедствий
военного времени, растущей доро-
говизны, инфляции и т.п. неуклонно
ухудшалось, что в условиях углу-
бления ситуации анархии и безвла-
стия в стране привело к невиданным
ранее конфликтам лаврского руко-
водства со служащими, певчими
хора и т. д. 24 апреля состоялось
общее собрание певчих Митрополи-
чьего хора, которые выбрали своим
депутатом в Петроградский совет
певчего В. И. Сильванова, избрали
двух представителей в Духовный
собор лавры, свой руководящий
орган - исполнительный комитет,
27
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 26 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст