Н
еизвестное об известном
а также выдвинули ряд экономи-
ческих требований, прежде всего,
повышение жалованья. В хоре в
тот момент числилось 28 взрослых
певчих, 65 малолетних, регент и
два его помощника. За годы войны
состав хора сильно изменился, зна-
чительную часть певчих призвали в
армию, появилось много временных
и случайных людей. Знаменитому
регенту Ивану Яковлевичу Тернову,
руководившему хором свыше 24 лет
(с 15 января 1893 года), исполнилось
56 лет, здоровье его серьезно ухуд-
шилось, и этим воспользовалась для
захвата власти группа певчих во гла-
ве со старшим помощником регента
И. В. Семеновым.
Волна недовольства охватила
и певчих братского хора. 26 апре-
ля они провели свое собрание, на
котором выбрали исполнительную
комиссию из четырех человек,
признали Сильванова общим де-
путатом двух хоров в Петросовет и
также выдвинули ряд требований:
установить три разряда жалованья,
улучшить стол в братской трапезе,
снабжать послушников подрясни-
ками, освещать занимаемые ими
кельи электричеством весь год, а не
до 1 мая, изменить порядок приема и
увольнения. 2 мая Духовный собор,
заслушав эти претензии, постановил
указать послушникам «жить в лавре
на тех условиях, на которых они по-
ступали, а недовольным предложить
оставить обитель». После утверж-
дения этого решения епископом
Вениамином собор 11 мая поручил
благочинному иеромонаху Стефану
объявить послушникам, входящим
в состав братского хора, что «посту-
пление в монастырь и пребывание в
нем является актом добровольным
со стороны каждого, и каждый по-
ступающий в обитель в число братии
при этом дает обязательство под-
чиняться ее уставу, существующим
в ней порядкам и условиям жизни;
никто никогда не принуждается как
к поступлению в монастырь, так и к
пребыванию в оном»14.
Негативно отнесся Духовный
собор и к требованиям исполкома
Митрополичьего хора, 4 мая он
известил епископа Вениамина о
своем мнении, что «предложенное
является совершенно неприемле-
мым, особенно при тяжких во всех
отношениях переживаемых ныне
обстоятельствах», и вообще собор
не признает себя вправе проводить
реформы до избрания и вступления
в управление лаврой ее священноар-
химандрита - митрополита Петро-
градского. 5 мая владыка написал
резолюцию: «Согласен», и 6 мая об
этом известили исполком. В ответ
в тот же день на общем собрании
взрослых певчих Митрополичьего
и братского хоров они «ввиду яв-
ного нежелания Духовного собора
идти мирным путем к разрешению
вопросов, выдвинутых певцами,
единогласно решили бороться с Ду-
ховным собором всеми доступными
им мерами» и заявили об отказе «ис-
полнять службы и требы впредь до
удовлетворения их требований»15.
Этот конфликт стал широко
известен в городе. 8 мая в газете
«Новое время» появилась заметка
«Комическая забастовка», а затем
было опубликовано письмо в редак-
цию В. Сильванова «О комической
забастовке». Вскоре начались пере-
говоры с лаврским руководством,
и после выплаты повышенного
денежного аванса стачечный коми-
тет решил временно приостановить
забастовку с 11 мая. Послушники
братского хора, получив в этот день
категорический ответ Духовного
собора, значительную часть своих
требований сняли. А 10 июня 1917
года собор принял компромиссное
решение: «определенное жалование
послушников-певчих совершен-
но не отвечает духу монашеской
жизни, но для помощи им с 1 мая
выдавать каждому 20 рублей в ме-
сяц сверх полученного из братской
кружки». Конфликт же с певчими
Митрополичьего хора продолжался
еще несколько месяцев.
8 мая И. Тернов подал прошение
об увольнении, ссылаясь на состояние
здоровья, но фактически под давле-
нием исполкома хора, и Духовный
собор нехотя постановил уволить
его с 1 июня, выделив пенсию 1500
рублей в год. Получив всю власть в
хоре, исполком 12 июня известил со-
бор, что певчие берут аванс, но будут
добиваться полной суммы и проведут
в жизнь протокол общего собрания от
24 апреля. Ответная резолюция ново-
го наместника епископа Прокопия
гласила: «Условия певчих непри-
емлемы». В конце концов конфликт
дошел до Святейшего Синода. 7 июля
исполком постановил передать дело
на его рассмотрение и поставить в из-
вестность певчий профсоюз, в резуль-
тате 10 июля владыка Прокопий был
История Петербурга. № 1 (68)/2013
вынужден подать в Синод рапорт, в
котором подробно описал ситуацию.
По словам епископа, в конце апреля
певчие (большей частью временные)
решили захватным путем организо-
вать управление хора на совершенно
новых началах, устранив заслужен-
ного и известного регента Тернова от
административной деятельности, и
избрали исполком, который и сейчас
настаивает на удовлетворении своих
требований - получении прав при-
нимать и увольнять певчих, отводить
им квартиры, повышать жалованье и
т. д. Владыка писал, что удовлетво-
рение всех требований будет стоить
172 тысяч рублей в год, а в 1916 году
на Митрополичий хор было израс-
ходовано 33 тысяч; финансовое же по-
ложение лавры сильно ухудшилось,
она переживает серьезный экономи-
ческий кризис, лаврский капитал не
составляет и 1,5 млн, а лишь на по-
купку дров для отопления требуется
275,5 тысяч рублей в год, остаток
же свободных средств с 1916 года
равнялся 52 тысячам, и кроме того,
лаврские пожертвования «в связи с
переменой государственного строя»
и расходы по созыву церковного
собора составили 40 тысяч рублей.
Остановился епископ Прокопий и на
быстром падении исполнительского
мастерства хора, о котором раньше
знала вся Россия: дисциплина почти
исчезла, дети, развращенные участи-
ем в забастовке, ведут себя скверно
в храме и общежитии, старший
помощник регента Семенов еще не
утвержден регентом, а принимает
новых певчих вопреки категориче-
скому запрещению наместника и т. д.
Владыка известил Синод, что он уже
доложил архиепископу Вениамину
проект ликвидации Митрополичье-
го хора и замены его дополненным
и усовершенствованным братским
хором лавры под руководством того
же Тернова. Почти все старые певчие
Митрополичьего хора, отбывавшие
службу в армии, не признавали
исполком, и писали об этом в Духов-
ный собор16.
Хотя владыка Вениамин со-
чувственно отнесся к предложению
епископа Прокопия, до ликвидации
Митрополичьего хора дело все же
не дошло. 21 декабря 1917 года
Святейшего Синод в своем указе
признал вопросы преобразования
хоров внутренним делом Духовного
собора, но поставил условие, «чтобы
совершение в лавре богослужений
предыдущая страница 27 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст