еизвестное об известном
32
существования Церкви. Сейчас речь
идет об упразднении одной обители,
это только пробный шаг <.
..> Тут
открытая война с Церковью, на-
чатая не нами»7. Оценив события в
Петрограде как «первое столкнове-
ние со слугами сатаны», протоиерей
Н. В. Цветков предложил собору «по-
слать туда посольство с выражени-
ем глубокого соболезнования.
..»8
В середине января 1918 года
ситуация вокруг Православной Церк-
ви продолжала обостряться, чему
способствовали несколько обстоя-
тельств. Не дожидаясь принятия
разрабатываемого проекта об отде-
лении Церкви от государства, власти
решили принять ряд сопутствующих
ему постановлений. Так, 14 января
за подписью комиссара имуществ
республики Ю. Флаксермана было
принято постановление об упразд-
нении придворного духовенства,
реквизиции имущества и помещений
придворных церквей. В ведение нар-
комата имуществ были переданы не
только храмовые сооружения и их
имущества при бывшем царском дво-
ре в Петрограде и его окрестностях,
но и большая часть церквей Кремля
в Москве9. Это вызвало недоволь-
ство Поместного собора, считавшего
Церковь законной собственницей
отмеченного достояния.
Вслед за постановлением от
14 января СНК принял решение о
предоставлении наркоматам права
закрытия церкви и при государ-
ственных учреждениях. Упразд-
нение подобных храмов задевало
религиозные чувства многих ве-
рующих, так как их посещали не
только служащие государственных
учреждений, но и жители окрест-
ных домов. Согласно последнему
опубликованному «Обзору деятель-
ности Ведомства Православного
исповедания за 1915 год», на терри-
тории только Петроградской епар-
хии имелось «194 домовых и при
казенных заведениях церквей»10.
Тяжбы вокруг закрытия церквей
при государственных учреждениях,
а также домовых церквей длились
не один год11. 16 января был принят
декрет о ликвидации духовников в
вооруженных силах страны12.
Большую обеспокоенность среди
духовенства и верующих вызвали
лекции «о новых декретах о церкви», с
которыми в столице с 13 по 27 января
выступал один из авторов декретов
от 17 и 18 декабря 1917 года о граж-
данском браке и гражданской ме-
трикации член комиссии Народного
комиссариата юстиции по подготовке
декрета об отделении церкви от госу-
дарства И. А. Шпицберг. Церковная
печать сообщала, что он - «крещеный
еврей, ныне петроградский присяж-
ный поверенный, был не так давно
приглашен бывшим обер-прокурором
В. Н. Львовом в состав комиссии
при Синоде по пересмотру законов
о разводе и даже присутствовал в
заседаниях Синода»13. С установле-
нием советской власти Шпицберг из
ревностного христианина обратился
в неистового богоборца. Свои лекции
он начинал с заявления, что «после
упразднения одного идола - царя -
необходимо упразднить другого -
Бога», и настаивал на необходимости
«самых суровых и решительных мер
против церкви и духовенства»14. Лек-
тор договорился до того, что, вероят-
но в пылу запальчивости, сообщил
аудитории следующее: «Предстоит
издание декрета о том, что запре-
щается совершение таинства При-
чащения как колдовского действия,
а затем, во-вторых, предстоит декрет
о закрытии всех храмов <.
..> Будет
запрещено богослужение, и будут
отобраны церковные сосуды как
средства для колдовства; духовенство
будет объявлено подозрительным по
революции. Все духовные учрежде-
ния должны быть реквизированы»15.
Несмотря на абсурдность и грубо-
кощунственный характер некото-
рых заявлений Шпицберга, первые
антицерковные мероприятия власти
убеждали верующих, что открове-
ния Шпицберга - не пустые угрозы.
Духовенство оценило его лекции как
имеющие «чрезвычайное значение».
Член собора М. Ф. Глаголев, выступая
с информацией о них на заседании
22 января, подчеркнул: «Собору и
всем православным важно знать, что
предполагается сделать по отношению
к Православной Церкви». М. Ф. Гла-
голев предложил собору, основываясь
на заявлении И. А. Шпицберга, сооб-
щить во все приходы, что «готовится
нашей Святой Церкви»16.
Петроградские верующие были
встревожены также угрозами Шпиц-
берга в адрес митрополита Вениами-
на. Так, Шпицберг заявил, что за
неприятие новых декретов о церкви
владыка «будет выселен из лавры и
с 1 февраля лишен жалования»17.
На многолюдном собрании духо-
венства и представителей приходов,
состоявшемся 17 января в большом
зале «Общества распространения
религиозно-нравственного про-
свещения» на Стремянной улице,
попытки священника П. Раевского
передать несколько кощунствен-
ных отзывов Шпицберга о Церкви
вызвало «целую бурю негодующих
возгласов». По поводу угрозы высе-
ления митрополита из лавры собра-
ние заняло твердую позицию - не
допустить, чтобы «наш избранник
скитался как нищий!».
Собрание приняло резолю-
цию протеста «против похода на
Александро-Невскую лавру» и реши-
ло отправить в Москву к патриарху
особую делегацию, чтобы «.
..осведо-
мить его о том положении, которое
создается в Петрограде». По предло-
жению настоятеля Казанского собора
протоиерея Ф. Н. Орнатского было
принято решение - 21 января, «в
наступающее воскресенье из всех хра-
мов столицы устроить крестные ходы
к Александро-Невской лавре»18.
Однако ход подготовки к этому
«всенародному молебствию» был на-
рушен новой антицерковной акцией
властей. Согласно сообщению цер-
ковной прессы, «19 января около часу
дня в Александро-Невскую лавру, по
распоряжению комиссара призрения
Коллонтай, прибыл отряд матросов
и красногвардейцев во главе с ко-
миссаром Иловайским. Последний
прошел к митрополиту Вениамину,
которому предъявил требование
очистить митрополичьи покои <.
..>
Затем комиссар в сопровождении
красногвардейцев отправился в со-
брание Духовного собора лавры, где
<...> потребовал от наместника лавры
епископа Прокопия (Титова. -
А.
К.)
сдать ему все лаврское имущество:
вещи, капиталы, помещения. Прео-
священный Прокопий категорически
отказался исполнить это требование.
Тогда его объявили арестованным и
отвели в келью.
..»19
В это время с лаврской коло-
кольни раздался набат. Оказалось,
что находившиеся в лаврском дворе
богомольцы, узнав о появлении
красногвардейцев, по собственной
инициативе бросились на колоколь-
ню и забили тревогу20. К лавре стали
стекаться толпы народа, особенно
много было женщин. Слышались
крики: «Православные, спасайте
церкви». К толпе вышел Иловай-
ский, возле которого находилось
несколько матросов, вооруженных
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 31 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст