еизвестное об известном
винтовками. Сам комиссар все
время угрожал собравшимся ре-
вольвером, который держал наго-
тове. Толпа обезоружила матросов
и комиссара. Красногвардейцы же
побросали оружие и разбежались.
Вскоре к группе Иловайского
прибыла помощь - отряд вооружен-
ных матросов и красногвардейцев
с двумя пулеметами. Прибывшие
поставили пулеметы на лаврском
дворе и стали энергично выгонять
оттуда богомольцев. «Было про-
изведено несколько выстрелов
<...> Находившийся в это время на
лаврском дворе протоиерей Скор-
бященской церкви, что за Невской
заставой, о. Петр Скипетров обра-
тился к красногвардейцам с увеща-
нием не расстреливать ни в чем не
повинный народ, не производить
насилий над народными святыня-
ми <.
..> Один из красногвардейцев
выстрелил в о. протоиерея. Пуля
попала в рот, раздробила челюсть и
засела в шее. На другой день Ски-
петров скончался от полученных
ран в городском лазарете, куда был
переведен вскоре после ранения»21.
Сразу же после убийства священни-
ка красногвардейцы сняли караул и
увезли пулеметы22.
Трагические события в лавре
явились первым открытым нена-
сильственным противостоянием
верующих антицерковной политике
советской власти. По свидетельству
наместника лавры епископа Про-
копия, «настроение народных масс
было таково, что больших усилий
стоило удержать их от сопротивле-
ния вооруженным насильникам»23.
Так, монахи спасли комиссара Ило-
вайского от угрозы самосуда толпы
и успокоили ее.
После случившегося 19 января
многие молящиеся стали проводить
круглые сутки в лавре, «готовые
всегда встать на защиту поругаемых
святынь». 20 января митрополита
Вениамина посетила депутация от
рабочих Стеклянного, Фарфорового
заводов и Экспедиции заготовления
государственных бумаг, которые
просили разрешить им «участвовать
в охране святынь лавры»24.
В обзоре печати, составленном
редакцией «Церковных ведомо-
стей», отмечалось, что «на лаврские
события ежедневная пресса отозва-
лась с редким единодушием. Газеты
всех направлений, исключая, конеч-
но, большевистские, сурово осужда-
ют насильников, посягнувших на-
конец и на святая святых народной
души»25. «События, разыгравшиеся
в Александро-Невской лавре, - пи-
сала газета кадетского направления
“Наш Век”, - служат достаточным
доказательством того, как не следует
делать церковную политику <.
..>
В данном случае борьба начата не
Церковью, а потому, естественно,
что как всякий живой организм, она
будет реагировать. У Церкви есть
уже свои мученики. О. Скипетров
скончался от нанесенных ран. Несо-
мненно, число это будет расти»26.
СНК опубликовал по поводу
событий в Александро-Невской
лавре два официальных сообщения,
коренным образом извращавших
происшедшее. В первом из них
утверждалось, что большинство
лаврских монахов готово на всякую
совместную работу с Народным ко-
миссариатом призрения, а упорству-
ет, дескать, лишь один наместник
епископ Прокопий, который «не
сдает ни помещений, ни инвентаря».
В этом же сообщении подробно го-
ворилось о разоружении комиссара
Иловайского как о «зверстве толпы,
подстрекаемой монахами», но ни
одним словом не упоминалось о
том, что в монастыре были расстав-
лены пулеметы и убит протоиерей
П. Скипетров27.
Во втором сообщении Совнар-
кома, специально посвященном
убийству П. Скипетрова, лживо - со
слов какого-то архимандрита, не
названного в этом официальном до-
кументе, - утверждалось, что крас-
ногвардеец, окруженный толпой
возбужденно настроенного народа,
убил священника после того, как по-
следний ударил его посохом28.
21
января в газете «Социал-
демократ» Ем. Ярославский по-
местил заметку «Черные вороны»,
в которой также искажал собы-
тия в Александро-Невской лавре.
«Когда Совет народных комисса-
ров постановил обратить имение
Александро-Невской лавры на
пользу народа, поместить там инва-
лидов, поместить бедняков, - писал
Ем. Ярославский, - черные вороны
всполошились. Они чувствуют, что
приходит конец их тунеядству и
безделью, их сладкой жизни. В за-
щиту митрополита Вениамина они
призывают устроить крестный ход.
Как же не защищать митрополита,
которому предлагают поместиться
в двух комнатах вместо 12! Смирен-
ные монахи в Александро-Невской
лавре, однако же, оказались воору-
жены револьверами, когда пришли
конфисковать монастырскую казну
в общенародное достояние»29.
Раздражение в массах, вызванное
попытками красногвардейцев захва-
тить лавру, было столь сильным, что
власти были вынуждены временно
приостановить свое наступление на
столичную Церковь. Управляющий
делами СНК В. Д. Бонч-Буревич
обратился к епископу Прокопию
с просьбой успокоить богомоль-
цев и заявил, что лаврская братия
неправильно поняла декрет от
4 января - «в данном случае Совет
народных комиссаров имел в виду
распределение инвалидов по зда-
ниям лавры». «Действия комиссара
Иловайского, - ответил владыка
Прокопий, - способны не успокоить
богомольцев, а, наоборот, вызвать
дальнейшие эксцессы. Что касается
размещения инвалидов в зданиях
лавры, на это мы с самого начала воз-
никновения инцидента готовы были
пойти и предоставить свободные по-
мещения в распоряжение комиссара
призрения Коллонтай»30.
Власти пошли на временные
уступки. Воскресным утром 21 января
по улицам были разбросаны листовки
с извещением городской Чрезвычай-
ной комиссии о том, что «комиссариа-
там гор. Петрограда предписывается
всюду <.
..> арестовывать тех, кто об-
наружит намерение мешать крест-
ным ходам и таких лиц немедленно
доставлять в Смольный»31. Анало-
гичное распоряжение за подписью
В. Д. Бонч-Бруевича, отпечатанное
в виде листовок, «разбрасывалось
из автомобиля параллельно крест-
ному ходу»32. Примечательно, что
еще накануне, 20 января некоторые
газеты сообщали, что крестный ход
запрещен33.
Между тем в воскресенье,
21 января с 11 часов утра око-
ло двухсот отдельных процессий
из различных церквей города и
окрестностей начали свой путь к
Александро-Невской лавре, слива-
ясь в один крестный ход. К ним при-
соединились тысячи верующих, и
людской поток в стройном порядке,
с церковными песнопениями устре-
мился к одному пункту. По сообще-
нию церковной печати, «чутко от-
кликнулись на призыв участвовать
в крестном ходе окраины, в массе
33
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 32 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст