еизвестное об известном
34
заселенные рабочим людом». Один
из корреспондентов определил ко-
личество участников крестного хода
«до полмиллиона»34.
Во всяком случае, их было не-
сколько сотен тысяч. Настроения
участников крестного хода, охва-
ченных чувством высокого рели-
гиозного энтузиазма, передавались
прохожим на улицах. Многие из них
становились на колени на мокрый
снег и клали земные поклоны.
В начале третьего часа крестный
ход во главе с митрополитом Вениа-
мином начал двигаться от лавры по
Невскому проспекту к Казанскому
собору, вся площадь перед которым
оказалась запруженной массами на-
рода. Здесь после краткого молебна
владыка Вениамин обратился к со-
бравшимся со словами: «Несмотря
на тяжелые, очень тяжелые обстоя-
тельства, мы не должны падать ду-
хом. Вспомним протоиерея П. Ски-
петрова.
.. Вот пример для всех, как
надо защищать веру православную,
храмы святые, своих архипастырей
и пастырей»35.
Грандиозный крестный ход
явился не только «всенародным
молением» за гонимую Церковь, но
и демонстрацией поддержки ее со
стороны широких масс в трудное
время испытаний.
События в Петрограде 13-21 ян-
варя имели важные последствия для
государственно-церковных отноше-
ний в целом. Перед духовенством и
верующими со всей остротой встала
проблема «защиты православных
святынь от всякого кощунственного
покушения на них, откуда бы оно ни
исходило». Как реакция попытки вла-
стей захватить Александро-Невскую
лавру сначала в столице, а затем и в
других городах и местностях возник-
ли союзы и братства защиты Церкви,
в основном из мирян. Важной целью
их являлось недопущение закрытия
храмов и монастырей и конфискации
их имущества советской властью.
Следует отметить, что задачи воз-
никших до января 1918 года право-
славных братств ограничивались,
согласно их уставам, «взаимным еди-
нением и просвещением в духе веры и
любви Христовой», а также душепо-
печительской деятельностью. Напри-
мер, образованное 15 октября 1917
года в г. Веневе Тульской губернии
Введенское братство организовало
«внебогослужебные вероучительные
и нравоучительные собеседования»,
сопровождавшиеся общенародным
пением, а также оборудовало брат-
скую библиотеку - читальню36.
После крестного хода в лавру
столичное духовенство обратилось
к своим прихожанам с призывом
организовать «специальные духов-
ные приходские союзы для защиты
петроградских святынь». Согласно
описанию корреспондента «Церков-
ных ведомостей», «прихожане, в осо-
бенности женщины, горячо отнеслись
к этому призыву духовенства и це-
лыми семьями стали записываться в
ряды <.
..> защитников»37. К февралю
1918 года в духовные союзы для за-
щиты церковных святынь, по данным
большевистской «Петроградской
газеты», записалось свыше 57 тысяч
прихожан38. По другим оценкам, из
количество составляло 60-70 тысяч
человек39.
В конце января в трапезной
лавры под председательством епи-
скопа Прокопия состоялись два
собрания «из простолюдинов и ин-
теллигенции, объединенных одним
чувством религиозной ревности и
решимостью защищать святыни».
На первом же собрании было ре-
шено образовать особое братство
защиты Александро-Невской лавры
и обсуждался его устав. Большие
прения вызвало примечание к одной
из статей устава о том, что «желаю-
щие из братчиков могут давать тор-
жественное обещание перед ракой
Александра Невского защищать
лавру и святыни ее всеми сред-
ствами, дозволительными для хри-
стианина, даже до смерти». Епископ
Прокопий разъяснил участникам
собрания, что примечание «отнюдь
не имеет в виду какого-либо воору-
женного сопротивления нарядам
красногвардейцев и матросов, посы-
лаемых большевистскими властями.
Примечание говорит о мерах хри-
стианского воздействия: увещании,
мольбе, просьбе, пассивном сопро-
тивлении, при полной решимости,
если нужно, то пострадать за имя
Христово»40. На втором собрании
было принято решение, что «все
действительные члены братства
обязаны дать торжественное обе-
щание перед ракой Александра Нев-
ского защищать святыни лавры до
смерти; те же лица, которые такого
обещания не могут дать по тем или
иным мотивам, могут быть только
членами-соревнователями братства
без права решающего голоса».
Устав братства предусматривал
также развитие просветительской и
благотворительной деятельности.
Почетным председателем его был
избран митрополит Вениамин41.
События 13-21 января 1918
года в Петрограде были внимательно
проанализированы и учтены собором
и патриархом при выработке офи-
циальной позиции Церкви в связи
с религиозной политикой советской
власти. Уже вечером 21 января к па-
триарху Тихону выехала петроград-
ская делегация «в числе семи человек,
среди которых помимо духовенства
был церковный староста, рабочий
и матрос»42. 22 января, по приезде
в Москву, депутаты были приняты
патриархом, который заявил, что
«краткие сведения о петроградских
событиях он почерпнул из газет еще
до прибытия делегатов и, узнав о
намерении власти взять Александро-
Невскую лавру, хотел было по своему
почину приехать в Петроград»43.
Делегация в течение полутора-
часовой беседы проинформировала
первосвятителя о январских гонени-
ях на столичную Церковь и высказала
основное желание ее православных
прихожан - «чтобы митрополит Ве-
ниамин был восстановлен в звании
настоятеля Александро-Невской
лавры и ее священноархимандрита»44.
Еще во время попыток красно-
гвардейцев захватить Александро-
Невскую обитель и выселить оттуда
владыку верующий народ «с не-
доумением узнал, что митрополит
Вениамин настоятелем лавры не
оставлен»45. Это недоумение было
вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, традиционно, с 1742 года
все правящие архиереи столичной
епархии - предшественники владыки
Вениамина - состояли священно-
архимандритами Свято-Троицкого
Александро-Невского монастыря46.
Во-вторых, митрополит Ве-
ниамин пользовался особым ува-
жением и любовью среди широких
масс верующих. После увольнения
на покой митрополита Питирима
(Окнова) 6 марта 1917 года епископ
Вениамин вступил во временное
управление епархией, а 24 марта
«свободным голосованием клира
и мирян Петроградской епархии»
был избран ее правящим архие-
реем в сане архиепископа. 13 ав-
густа Синод возвел архиепископа
Вениамина в сан митрополита47.
Петроградское население знало его
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 33 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст