еизвестное об известном
доброту и сердечность: митрополит
в простой монашеской одежде не-
редко спешил на окраины города
крестить ребенка, напутствовать
умирающего. Приемная его всегда
была полна народа, и евангельски
простой и возвышенный 44-летний
пастырь старался каждого выслу-
шать, понять и утешить48.
Репутация владыки как «крот-
кого, но твердого архипастыря» еще
больше упрочилась после событий
13-21 января. Характеризуя по-
ведение митрополита и отклик на
него верующих в те дни, протоиерей
Ф. Н. Орнатский говорил членам
собора: «Он всегда с народом. Трога-
тельно слышать, когда народ назы-
вает его “голубчик, наш избранник”.
Народ любит его»49.
Принимая 17 января решение
отправить в Москву к патриарху
особую делегацию, собрание духо-
венства и представителей приходов
также поручило ей «просить вос-
становить митрополита Вениамина
в правах настоятеля Александро-
Невской лавры»50. Этот вопрос,
поставленный петроградской деле-
гацией перед церковным руковод-
ством, рассматривался на заседании
собора 24 января. С разъяснением,
при каких обстоятельствах «ми-
трополит Петроградский сделался
жильцом и, до известной степени,
гостем Александро-Невской лав-
ры», выступил архиепископ Твер-
ской Серафим (Чичагов). После
увольнения митрополита Питирима
«в лавре были замечены такие рас-
траты денег и такие непорядки, ко-
торые заставили Св. Синод обратить
внимание на ее положение <.
..> Соз-
далось убеждение, что начальником
лавры не может быть епархиальный
архиерей, потому что он занят
епархиальными делами; кроме того,
митрополит Петроградский состоит
и членом Св. Синода <.
..> Ввиду
этого постановлено было поставить
во главе лавры особого настоятеля
и изъять ее из ведения местного
митрополита»51. 24 января 1918 года
Поместный собор вынес постанов-
ление «о возвращении Александро-
Невской лавры Петроградскому
митрополиту с присвоением ему
звания священноархимандрита
оной»52. Комментируя это решение,
церковная печать особо выделяла,
что «таким образом, искреннее и го-
рячее желание петроградцев иметь
своего избранника <.
..> митропо-
лита Вениамина полным хозяином
в его резиденции осуществилось»53.
Следует отметить, что восстановле-
ние владыки Вениамина в звании и
правах настоятеля лавры в тех об-
стоятельствах, когда власти делали
попытки выселить его из монасты-
ря, имело и явный политический
аспект, подчеркивая неприятие
высшим церковным руководством
постановления советского пра-
вительства о дальнейшей судьбе
Александро-Невской обители.
После окончания официаль-
ного заседания собора 24 января
перед его членами с сообщением о
петроградских событиях, «особен-
но о попытке захватить лавру и о
величественном крестном ходе», вы-
ступил глава делегации протоиерей
Ф. Н. Орнатский54.
Митрополит Вениамин, всту-
пивший 27 января в должность свя-
щенноархимандрита Александро-
Невской лавры, принял во внимание
твердую позицию епископа Про-
копия в событиях 13-21 января и
просил его «на прежнем основании
продолжать исполнять обязанности
наместника лавры»55.
Январские события 1918 года в
Петрограде в значительной степе-
ни способствовали оформлению и
выражению официальной позиции
высшего церковного руководства
в отношении религиозной поли-
тики советской власти. 19 января,
в самый разгар гонений на петро-
градскую Церковь, патриарх Тихон
выпустил свое известное послание,
названное атеистически настроен-
ными отечественными исследова-
телями «анафемой большевикам
и советской власти»56. Пытаясь
снять такое толкование указанно-
го документа, канадский историк
Д. В. Поспеловский утверждает, что
в нем «нет ни слова ни о больше-
виках, ни о советской власти, речь
идет о “безумцах”, чинящих “ужас-
ные и зверские избиения ни в чем
не повинных <.
..> людей”. Собор
отлучает здесь от Церкви всех, кто
терроризировал население»57.
Несмотря на то что большевики
в послании действительно не назва-
ны, суровому осуждению патриарха
были впервые подвергнуты главным
образом конкретные шаги церковной
политики советской власти. «Гоне-
ние жесточайшее воздвигнуто и на
Святую Церковь Христову, - указы-
вал первосвятитель, - благодатные
таинства, освящающие рождение на
свет человека или благославляющие
супружеский союз семьи христиан-
ской, открыто объявляются ненуж-
ными, излишними; святые храмы
подвергаются или разрушению через
расстрел из орудий смертоносных -
святые соборы Кремля Московского,
или ограблению и кощунственному
оскорблению <.
..> чтимые верую-
щим народом обители святые (как
Александро-Невская лавра) захва-
тываются безбожными властелинами
тьмы века сего (то есть советской вла-
стью. -
А. К.)
и объявляются каким-то
народным достоянием, школы, содер-
жавшиеся на средства Церкви Право-
славной и подготовлявшие пастырей
Церкви и учителей веры, признаются
излишними и обращаются или в
училища безверия, или даже в рассад-
ники безнравственности. Имущества
монастырей и церквей православных
отбираются под предлогом, что это -
народное достояние, но без всякого
права и даже без желания считаться
с законной волей самого народа»58.
Таким образом, текст послания ясно
указывает, каких христиан или хотя
бы «по рождению своему» при-
надлежащих к Церкви лиц за их
конкретные действия, направлен-
ные против Русской православной
церкви, патриарх предал анафеме, то
есть отлучил от нее59. Первосвятитель
также призывал прихожан «не всту-
пать с извергами рода человеческого
в какое-либо общение»60.
Важно отметить, что ряд участ-
ников собора, некоторые круги ве-
рующих и та часть населения, ко-
торая была настроена враждебно
по отношению к советской власти,
восприняли послание 19 января как
«анафему большевикам, изреченную
патриархом Тихоном». Выступая на
заседании собора 22 января, протоие-
рей Н. В. Цветков предложил именно
так рассматривать «кого же анафем-
ствует святейший патриарх». Второе
его предложение заключалось в том,
чтобы «самый большевизм назвать са-
танизмом или антихристианством»61.
Выступление Н. В. Цветкова было
горячо поддержано священником
В. И. Востоковым62. Известный
писатель и поэт Д. Мережковский,
отражая настроения значительной
части русской интеллигенции, сле-
дующим образом оценивал патриар-
шее послание: «О, конечно, Ленин и
Троцкий анафемы не испугаются, но
еще вопрос, как отнесутся миллионы
35
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 34 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст