Н
еизвестное об известном
« Этот вопрос надо решить
положительно» .
Принятие решения об открытии
Троицкого собора Алекса/ндро-Невской лавры
Е . В . Ш
у н ь г и н а
Свято-Троицкий собор Алек-
сандро-Невской лавры для верую-
щих Ленинграда всегда был сим-
волом православия, и его открытие
после долгих лет гонений и утрат
стало долгожданным праздником
и главным событием в жизни ле-
нинградской епархии 1950-х годов.
Подготовка этого события началась
еще в 1940-х.
Многие организации и предста-
вители органов государственной и
церковной власти оказали влияние
на процесс возвращения Троицкого
собора епархии, но самую важную
роль на всех этапах сыграли верую-
щие города.
В годы Великой Отечественной
войны в Ленинградское епархиальное
управление и уполномоченному Со-
вета по делам Русской православной
церкви стали поступать письма от
ленинградцев с просьбой об открытии
храмов для проведения богослужений.
Прошений об открытии Троицкого со-
бора среди них было мало, поскольку
верующие понимали: помещения лав-
ры заняты различными организация-
ми, и маловероятно, что в соборе будет
разрешено проводить богослужения.
В Центральном государственном
архиве Санкт-Петербурга, вместе с
ходатайствами верующих о возобнов-
лении богослужений в храмах лавры,
сохранилось необычное прошение,
касающееся Троицкого собора: это
не простое письмо, а проект, автором
которого был некий В. В. Малыгин1.
Одновременно с его проектом, в
июне 1944 года было послано письмо
соседкой Малыгина - А. М. Фроло-
вой, которое было названо «Доклад-
ной запиской»2. Проект и письмо
А. М. Фроловой достаточно по-
дробны, поэтому ограничимся только
упоминанием основных идей, из-
ложенных в них. Согласно проекту
предполагалось «изъять полностью
Лавру из общественного частного
пользования» (то есть лишить арен-
даторов помещений), и поскольку
«последователей и ревнителей ве-
рующих в истинного Бога найдется
людей много, за три года с уверен-
ностью Лавру можно восстановить
по плану». К проекту прилагался
подробный план реконструкции
лавры, и, несмотря на то, что не-
которые его пункты нельзя назвать
реалистичными (например, дать
лавре «№-ное количество колодок
пчел, чтобы иметь свой воск, и так-
же нужно на 10 лет освобождение
от налогов»), надо отдать должное
автору: некоторые его идеи были
интересны и актуальны - открыть в
помещениях лавры дом инвалидов
войны и труда, организовать раз-
личные мастерские, оказать помощь
лавре - провести восстановительные
работы силами верующих. Значение
же данного письма состоит в том, что
оно, переданное уполномоченному
Совета по делам РПЦ, вошло в состав
дела об Александро-Невской лавре
и наряду с другими прошениями
способствовало началу подготовки
храма к открытию для верующих: по
инструкции уполномоченным Совета
начинать процесс передачи здания
епархии можно было только в том
случае, если было достаточное ко-
личество просьб об этом со стороны
жителей города.
Инициатором возвращения Тро-
ицкого собора верующим был также
митрополит Ленинградский и Новго-
родский Григорий (Чуков).
Впервые митрополит обратился
в Совет по делам Русской право-
славной церкви по вопросу открытия
лаврского собора еще в 1946 году, но
получил отказ: Троицкий собор на-
ходился в лавре, помещения которой
были переданы в аренду различным
организациям, в том числе относя-
щимся к военной промышленности.
После отказа Совета по делам
РПЦ открыть Троицкий собор митро-
полит начинает активную деятель-
ность, направленную на передачу
епархии Казанского собора, но, даже
несмотря на поддержку Патриархии,
собор, занятый музеем Академии
наук, не был открыт для богослуже-
ний, и митрополит Григорий вновь
начинает ходатайствовать о передаче
епархиальному управлению зданий
Александро-Невской лавры.
Поводом к возобновлению обра-
щений митрополита в Совет по делам
РПЦ по поводу открытия в лавре
собора стал трагический случай, про-
изошедший в храме Иоанна Богосло-
ва, открытом 8 октября 1946 года на
месте бывшей семинарской церкви,
в здании Духовной академии3. Этот
небольшой храм, открытый, прежде
всего, для того, чтобы учащиеся
академии могли получить практику,
не мог вместить желающих посетить
службы в лавре. Стремление верую-
щих попасть на богослужение в храм
лавры было так велико4, что скопле-
ние народа в небольшом помещении в
итоге привело к трагедии. В ночь с 12
на 13 апреля 1947 года около полудня
во время службы в храме и актовом
зале провалился второй снизу марш
большой лестницы, в результате чего
пострадало 34 человека, из них ше-
стеро находились в тяжелом состоя-
нии5. Обстоятельства случившегося
были следующими: к концу поста
администрация, видя огромное коли-
чество верующих, желающих попасть
в храм Духовной академии, решила
для «рассредоточения молящихся
37
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 36 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст