И
нтервью
4
(московская академия) и Петербург.
У нас в церковной среде всегда была
такая поговорка: в Одессе надо
трудиться (потому что там есть
виноградники, земля - студенты
там пахали дай бог), в Москве -
молиться (потому что там академия
при лавре), а в Петербурге - учиться
(так как он всегда славился свои-
ми профессорами, богословами).
А поскольку я уже окончательно
решил связать свою жизнь с цер-
ковью (меня больше не страшили
ни преследования, ни увольнения
с работы), то и учиться решил на-
столько, насколько это возможно:
окончить не только семинарию, но
и академию. Это желание учиться и
привело меня в Петербург.
В институте я учился с приле-
жанием. Представьте себе, каково
мне было после украинской школы
сдавать вступительные экзамены на
русском языке! Но я учился хорошо,
особенно мне давались гуманитар-
ные науки. Откровенно признаюсь,
до сих пор не люблю ни математику,
ни физику, ни химию.
.. разбираюсь,
но просто зубрить для меня было
невыносимо.
Когда я пришел сюда, благодаря
моему высшему образованию меня
сразу взяли во второй класс (семи-
нария считается средним учебным
заведением, поэтому в ней не кур-
сы, а классы). За первый год я сдал
экстерном экзамены за первые два
класса, за второй год - за третий и
четвертый. Так что те два года были
для меня периодом безвылазного
сидения в библиотеке. И если бы
не наши строгие преподаватели,
которые под угрозой двойки по пове-
дению собирали нас - всех приезжих -
на экскурсии по Петербургу, то я бы
так и скис за книжками.
Конечно, Петербург всех по-
ражает, как тогда, так и до сих пор.
Благодарю Бога, ведь никогда в
жизни я не думал, что придется не
только учиться, но и дальше жить и
служить в Петербурге! Для меня это
большой подарок.
Корр.:
Ваше преосвященство,
Вы непосредственно связаны с
Александро-Невской лаврой уже
больше четверти века. Как она из-
менилась за эти годы?
Епископ Назарий:
Л авра.
Конечно, пока я учился в семина-
рии, мы видели лавру, но обходили
ее стороной - посещали только
Свято-Троицкий собор. Лавра тогда
была отдана под НПО (научно-
производственное объединение)
«Прометей». Только когда я стал на-
местником, я узнал, что здесь велась
очень большая работа с особо проч-
ными материалами, были уникаль-
ные установки, «ковалось железо»
для танков, самолетов, подводных
лодок. А пока я учился, мы не име-
ли права никуда заглядывать, кроме
собора. Конечно, сегодня совсем
другое дело, но до сих пор живущие
поблизости воспринимают Троиц-
кий собор как приходской (как это
было с 1956 года, когда его передали
в ведение прихода бывшей лавры).
Даже сейчас у журналистов иногда
проскакивает: «Свято-Троицкий
собор, бывшая Александро-Невская
лавра», из-за чего я очень много ру-
гаюсь с теми, кто так пишет в своих
публикациях.
Казалось бы, для некоторых
прихожан практически ничего не
изменилось, как ходили они в собор,
так и ходят. Я не стал устраивать
здесь революции. Но, с другой сто-
роны, уже заметны перемены. На-
пример, в монастыре нельзя совер-
шать браковенчания, но я приучал
к этому людей постепенно - шесть
или семь лет. Приучал и к более про-
должительным службам, и к тому,
что монахи в монашеских одеждах
здесь ходят. Но, к сожалению, до сих
пор монастырь воспринимается так,
как будто это только приход и не
более того. И те разительные пере-
мены, которые произошли для меня,
для людей не очень видны.
Кстати, к началу 2013 года вен-
чания возобновлены: для этого мы
подготовили Надвратную церковь,
которая выходит прямо на Нев-
ский проспект. Она находится вне
монастыря, и там мы имеем право
проводить венчания. Этого многие
люди давно ждут. Сейчас основной
ремонт закончен, уже идут косме-
тические работы, устанавливается
иконостас и прочее.
Естественно, когда человек при-
ходит, первое, что он видит - это не
то, что мы тут молимся, а то, что тут
красиво, газоны, цветы. Некоторые
меня упрекают: почему так много
тратится денег на то, чтобы устро-
ить здесь клумбы? Да потому, что
человек видит это в первую очередь!
Если мы кусок стены побелим, не
каждый это заметит, а вот если кто-
нибудь придет и встретит тут, как
я это называю, «отблеск райской
красоты», то тогда это заметно и
людям приятно.
Корр.:
Владыко, для большин-
ства людей жизнь послушника и
монаха - тайна. Что изменилось в
жизни послушников с тех пор, ког-
да вы сами только начинали этот
трудный путь?
Епископ Назарий:
Если гово-
рить о сути, то в жизни послушни-
ков и с тех пор, и до сих пор, и со
времен Пахомия Великого (а это
III век) ничего не меняется. Пото-
му что послушники - это те люди,
которые приходят, чтобы испро-
бовать себя: смогут ли потом стать
монахами, вести такой образ жизни,
посвятить себя сугубо Церкви. Этот
принцип не меняется. Но! Тогда, при
Пахомии Великом, и сто лет назад,
естественно, не было Интернета, не
было телевидения - того, что сейчас
нас привычно окружает. Конечно,
с этой точки зрения послушники
изменились. И это неплохо, потому
что когда приходят люди, они гово-
рят о том, что их окружает. А если
бы монах был от этого совершенно
отлучен, то не смог бы даже поддер-
жать разговор с новым человеком.
Вот я, например. Все знают, что
в девять часов я смотрю программу
«Время». Зачем? Да, может быть, и
не надо было, но ко мне завтра при-
дут и спросят: «Вот ты, епископ, что
думаешь по поводу такого-то ново-
го закона?» Как я смогу ответить,
как смогу судить с точки зрения
морально-нравственной, если даже
не знаю, о чем меня спрашивают?
А если я этого не знаю, то не имею
даже права об этом говорить. Про-
сто отмолчаться и сказать: «Не
знаю», - это не ответ. Ведь никто
не заставляет смотреть то, что
тебе не нравится и разрушает твое
внутреннее состояние. Понятно,
что массовой культурой наносится
много вреда, но человек - и цер-
ковь тоже - обязаны жить в любом
обществе, при любых социальных и
политических режимах. Может быть,
хорошо бы вернуться в XVII век,
когда священник был, образно
говоря, «царь и Бог» для простого
человека: и источник знаний, и ис-
точник морали, и воспитатель его
детей. Даже его самого немножечко
приструнял: «Что ж ты пьешь или
жену свою бьешь?» Поп тогда был
отцом. А сейчас все изменилось.
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 3 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 5 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст