Н
еизвестное об известном
Т . М
. С м и р н о в а
Институт нардов Севера
в Ленинграде
В советский довоенный период на территории Александро-Невской лавры функционировал так называемый
«советский городок», в состав которого входило несколько учебных заведений. Самым удивительным и интерес-
ным из них был единственный в мире учебный комплекс (школа - техникум - институт - научное учреждение)
под названием Институт народов Севера, сокращенно - ИНС.
Наш город с 1920-х годов стал
«кузницей кадров» и подлинной
культурной столицей для коренных
малочисленных народов Крайнего
Севера и Дальнего Востока.
Столкновение с цивилизаци-
ей для живших родовым строем
малочисленных коренных народов
Крайнего Севера и Дальнего Вос-
тока нужно было превратить в мо-
дернизацию традиционного уклада,
приобщить охотников и оленеводов
к достижениям образования, обе-
спечить медицинское обслужи-
вание, включить в общую жизнь
страны. На государственном уровне
были созданы специальные орга-
низации для осуществления такого
«скачка», а всей работой по преоб-
разованию этих регионов руково-
дил созданный 20 июня 1924 года
Комитет содействия народностям
северных окраин при Президиуме
ВЦИК, более известный как Коми-
тет Севера, под председательством
заместителя председателя ВЦИК
П. Г. Смидовича. Одной из важней-
ших задач освоения бескрайних
территорий Крайнего Севера и
Дальнего Востока была подготовка
кадров из коренных северян. Член
президиума Комитета Севера про-
фессор В. Г. Богораз-Тан, бывший
народоволец, занявшийся этногра-
фией в царской ссылке, предло-
жил создать специальное высшее
учебное заведение для подготовки
кадров из коренных северных на-
родов.
В 1925 году при рабфаке Ле-
нинградского государственного
университета было открыто север-
ное отделение (Северный рабфак).
Для учебы на том отделении по
запросу Комитета Севера в стой-
бищах и селениях начались поиски
40 грамотных молодых «туземцев»,
однако в первый год не удалось на-
брать столько кандидатов, и многие
из тех, кого направили на рабфак,
были неграмотными. Первыми в
Ленинград прибыли девять человек:
ненец Вануйто 13-ти лет, чукча Тэв-
лянто, потомок анадырских казаков
Парфентьев, пять тунгусов, в том
числе три беловодских - братья
Барановы (Бадма и Пантелеймон) и
Степан Маркунов, и алеут Хабаров,
назначенный старостой первого
северного рабфака1.
Будущие студенты ехали в Ле-
нинград по направлениям родовых,
районных и окружных туземных
Советов. О приключениях Тэвлян-
то, проехавшего всю страну, не зная
ни слова по-русски, В. Г. Богораз
написал рассказ «Живая сказка».
В сопроводительной справке Тэв-
лянто было написано: «Податель
этого письма чукча Тэвлянто из
Анадыря командируется по пред-
ложению Камчатского окрревко-
ма для получения образования в
школах Советской России, чтобы,
вернувшись по прошествии не-
скольких лет к себе на родину, мог
поделиться полученными знаниями
со своими сородичами <.
..> Те, кому
доведется прочесть это письмо,
к вам глубокая просьба: окажите
Тэвлянто возможное содействие. Он
вполне заслуживает этого. Несмо-
тря на совершенную неграмотность,
Тэвлянто является одним из наи-
более одаренных молодых чукчей
Анадырского района. В нем таится
масса возможностей, которые уси-
лиями русской школы, безусловно,
извлекутся на поверхность и будут
служить его соплеменникам»2.
К началу занятий в Ленинград
приехали 25 северян, из них 19 пред-
ставителей коренных малочис-
ленных народов - ненцев, тунгу-
сов, чукчей, вогулов, юкагиров,
Обводный канал, д. 17.
Здесь, в здании закрытой в то время Духовной академии, находился
Институт народов Севера (1929-1941 гг.).
Фото из коллекции автора
4 3
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 42 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст