еизвестное об известном
44
алеутов и др.3 Руководителями
северного отделения рабфака ста-
ли профессора В. Г. Богораз-Тан и
Л. Я. Штернберг - патриарх рос-
сийской этнографии, труды которо-
го упоминал еще Ф. Энгельс. Рабфа-
ковцев поселили в здании бывшего
лицея в Детском (Царском) Селе,
и вечерами они собирались во-
круг костра в парке. Несмотря на
разный уровень подготовки, в том
числе почти поголовное незнание
русского языка, первый учебный год
рабфака выявил перспективность
такой формы обучения, и прием
северян был увеличен.
Осенью 1926 года северный
рабфак ЛГУ был включен в состав
нового вуза - Института живых
восточных языков в качестве его
Северного отделения (заведующий
Таланов). Среди 58 учащихся от-
деления были представлены 11 на-
родностей: 27 эвенков, шесть шор-
цев, пять нанайцев, четыре лопаря
(саами), четыре ханта, три нивха,
три ненца, три кета, камчадал, ман-
си и чукча. На следующий год на
Северном отделении училось уже
74 человек, из них 14 были совершен-
но неграмотными, а остальные имели
в основном начальное образование.
В связи с этим пришлось организо-
вать подготовительное отделение
из девяти групп4.
В 1927 году институт был пе-
реименован в Ленинградский Вос-
точный институт им. А. С. Енукидзе,
а Северное отделение 8 ноября
того же года преобразовано в Се-
верный факультет (Севфак), пере-
веденный в Ленинград, в здание
бывшей Духовной академии на
территории Александро-Невской
лавры - Обводный канал, 17. Се-
верный факультет готовил спе-
циалистов средней квалификации
в области советского строительства,
хозяйственно-кооперативной и пе-
дагогической работы для северных
окраин Союза ССР (§ 1 Положения
о Севфаке). Потребность в таких спе-
циалистах - советских работниках
низового и среднего уровня, коопе-
раторах, бухгалтерах, счетоводах,
учителях, работниках «красных чу-
мов» из местного населения - была
чрезвычайно велика, и численность
студентов Севфака росла из года
в год: с 200 человек в 1927 году до
350 - в 1929 году5.
Масштабные преобразования
во всех сферах жизни на Крайнем
Иллюстрация к народной сказке.
Работа учащегося ИНСа.
Тушь, перо, бумага.
Из коллекции автора
Севере и Дальнем Востоке, орга-
низация национальных округов
(с 1929 года) вызвали необходи-
мость не только расширить под-
готовку кадров, но и поднять ее на
более высокий уровень - уровень
высшего образования. Постановле-
нием Ученого комитета при ЦИК
СССР Северный факультет при
Ленинградском Восточном инсти-
туте был реорганизован в самостоя-
тельный Институт народов Севера
(ИНС). Открытие этого единствен-
ного в мире вуза для коренных мало-
численных народов 1 января 1930
года было отмечено митингом его
студентов и преподавателей6.
Ректором ИНСа стал Карл
Янович Лукс - видный латыш-
ский революционер, в 1920-х годах
работавший на Дальнем Востоке,
заместитель председателя Дальне-
восточного бюро Комитета Севера
и уполномоченный Главнауки Нар-
компроса РСФСР. Он сформули-
ровал задачи и особенности ИНСа
как учебного заведения в статье
«Институт народов Севера, его
место и задачи», опубликованной
в журнале «Советский Север»7.
Развитие ИНСа должно идти по не-
скольким направлениям, а именно:
подготовка туземных партийных
кадров и открытие индустриально-
промыслового направления, но
главное - организация «ячейки
высшего учебного учреждения
при Институте для подготовки
педагогов высшей квалификации,
лингвистов и литературных (на
туземных языках) работников»,
научно-исследовательская работа
и собственное издательство.
В апреле 1930 года состоялся
VII расширенный пленум Комитета
Севера, на котором стояли вопро-
сы о перспективах работы ИНСа
(докладчик ректор К. Я. Лукс)
и о подготовке кадров для Севе-
ра (докладчик проректор ИНСа
Я. П. Кошкин)8. Пленум одобрил
предложения руководителей ИНСа,
особо выделив «планы в области
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 43 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст