еизвестное об известном
48
ское отделение Учпедгиза (Ленуч-
педгиз), Ленпартиздат, Ленизогиз и
ленинградское отделение «Молодой
гвардии».
В 1932 году были изданы новый
букварь русского языка для всех
школ народов Крайнего Севера -
«Советский Север» (составители
Л. Д. Ришес и В. Н. Чернецов),
книга для чтения по русскому языку
«Наша книга», составленная П. Жу-
левым, Г. Карповой, И. Мальмстрем
при участии бригады студентов и
преподавателей Института народов
Севера31.
В создании письменности, раз-
работке букварей и учебников на
чукотском языке принимали участие
В. Г. Богораз и И. С. Вдовин, коряк-
ском - С. Н. Стебницкий, эскимос-
ском и ительменском - Е. П. Орлова,
эвенском - В. И. Цинциус, эвенкий-
ском - Г. М. Василевич, удэгейс-
ком - Е. Р. Шнейдер, селькупском -
Г. Н. Прокофьев, гиляцком (нивх-
ском) - Ю. А. Крайнович, само-
дийском - Г. Н. и Е. Д. Прокофьевы,
Г. Д.
Вербов, хантыйском -
Н. К. Каргер, мансийском - В. Н. Чер-
нецов, саамском - З. Е. Черняков32.
В этой работе неоценимую помощь
оказывали студенты ИНСа - носите-
ли соответствующих языков*.
В 1936 году Научно-иссле-
довательская ассоциация ИНСа со-
стояла из пяти секций - лингвисти-
ческой, историко-этнографической,
экономической, педагогической и
антропологической. Результатом ее
деятельности были многочисленные
научные труды. Кроме исследова-
ний по отдельным языкам, линг-
вистическая секция подготовила
также трехтомный сборник «Язык
и письменность народов Севера».
Историко-лингвистическая секция
издала монографию А. Ф. Аниси-
мова «Родовое общество эвенков»
и несколько сборников архивных
материалов по истории Севера и его
освоения российским государством,
были переизданы фундаментальные
труды по этнографии Л. Г. Моргана,
Л. Я. Штернберга, В. Г. Богораза.
Педагогическая секция обобщила
опыт школьного строительства на
Севере и опубликовала большое ко-
личество программно-методических
материалов «В помощь учителю
северной национальной школы
Крайнего Севера»33, что имело
первостепенное значение в перево-
де обучения на младописьменные
национальные языки.
Ярко раскрывались в новых
условиях разнообразные таланты
жителей Севера, развитию кото-
рых уделялось большое внимание.
VII Пленум Комитета Севера
(1930 г.) специальным пунктом
своего решения постановил: «Одо-
брить начинание ИНС по выяв-
лению через студентов искусства
малых народов Севера и просить
Наркомпрос поддержать эти начи-
нания материально»34.
В 1926 году на Севфаке была
создана рисовальная студия, кото-
рой руководил П. И. Соколов, а с
1934 года - А. А. Успенский. Учите-
лями рисования работали в разное
время также П. И. Акишин, Т Мет-
лицкая. Наибольший вклад в раз-
витие художественного творчества
севфаковцев и инсовцев внес скуль-
птор Леонид Абрамович Месс, чья
деятельность с 1928 года в течение
13 лет была связана с этим учебным
заведением35. Он также начал с пре-
подавания рисования, а вскоре орга-
низовал скульптурную мастерскую.
С 1934 года Л. А. Месс возглавлял
художественные мастерские ИНСа.
Инсовцы рисовали, лепили, зани-
мались резьбой по кости. Сочета-
ние первобытно-реалистического
взгляда на природу и методов про-
фессионального искусства дали
необычный художественный сплав,
получивший название «северный
изобразительный стиль». В ноябре
1929 года в Русском музее откры-
лась первая выставка севфаковцев
«Искусство народностей Сибири»,
имевшая большой успех. С нее на-
чалось «триумфальное шествие»
художников-северян - участие в
многочисленных выставках в Ле-
нинграде, Москве и за границей.
В 1937 году работа группы студентов
ИНСа была отмечена Гран-при на
Всемирной выставке в Париже36.
И первая в истории попытка
создать театр коренных народов
Крайнего Севера и Дальнего Востока
также была предпринята в ИНСе.
Возглавила это начинание Л. Жукова,
изложив в 1930 году творческое кредо
нового театра, названного «Театром
тайги и тундры»: учет национальных
особенностей северян, опора на фоль-
клор, но без консервирования этно-
графической экзотики, вместе с новой
советской тематикой и техническими
средствами воздействия должны дать
новую художественную выразитель-
ность37. Инсовцы создали первые
театральные мастерские-студии -
остяцкую (хантыйскую), нанайскую
(гольдскую) и эвенкийскую. В 1936
году на олимпиаде национальной
художественной самодеятельности
и народного творчества Ленинграда
был показан первый нанайский спек-
такль «Сайла» по пьесе, написанной
самими студийцами, в котором была
отражена «жалкая судьба нанайской
* В декабре 1936 г. Президиум Совета Национальностей ЦИК СССР принял решение
о переводе письменности народов Севера на русский (кириллический) алфавит.
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 47 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст