И
нтервью
Теперь очень часто народ (осо-
бенно городские приходы) - это
не прихожане, это захожане. Они
могут прийти сегодня сюда, завтра -
туда, послезавтра - еще куда-то. И
приходской семьи как таковой нет,
священник становится требоиспол-
нителем, перестает быть отцом для
своего прихода, который должен
быть постоянной единицей. Часто
люди говорят: «Ой, у нас и так хра-
мов много, куда еще-то строить?!»
Но ведь раньше на каждой улице
был храм, где священник образо-
вывал приход! Было строго: не мог
прихожанин пойти в другой приход
на исповедь, люди друг друга знали.
Если кто-то не появлялся, то надо
было пойти, посмотреть: может,
человек умер? А может, случилось
еще что-то? Это была настоящая
семья. С этой точки зрения сейчас
все по-другому. Хотя если священ-
ник действительно мудрый, то он
и теперь сможет вокруг себя обра-
зовать такую среду, которая будет
помогать ему и мессу вести, и про-
свещение - помощники найдутся из
самих мирян. Тогда и никто извне
не сможет отрицательно повли-
ять на эту крепкую семью, имею-
щую своего отца, вокруг которого
она сформировалась. А взять наш
Свято-Троицкий собор: там только
20-30 человек бывают постоянно,
а остальные - туристы. Конечно,
по этой причине и наши функции,
и наши методы работы меняются.
Только сама идея - она остается
одной и той же: обрести спасение.
Во-первых, самого себя, во-вторых,
быть молитвенником за весь мир.
Это будет для монахов на вечные
времена.
Но тактика уже другая. Прихо-
дится не то что приспосабливаться,
а, наоборот, приспосабливать к этой
стратегии время и среду. Потому
что в первом случае у тебя ничего
не получится - так и будешь при-
способленцем. Нужно извлечь из
этой среды полезное для твоего
духовного развития, а все остальное
оставить там. И постараться через
осмысление, восприятие того ново-
го, что появляется вокруг, повлиять
на среду или хотя бы на представи-
телей этой среды. Может показать-
ся, что это слишком высокая задача,
что это фантастика. Но это так.
Вы говорите, что жизнь послуш-
ника и монаха - тайна? Да никакой
тайны нет. Собственно говоря, то,
что положено послушнику и мона-
ху - положено и каждому христиа-
нину. Все мы, независимо от нашего
состояния, призваны следовать по
пути спасения. Но есть разница:
для монаха и послушника, если он
старается следовать уставу, жить
правильно - это каждодневный
труд. К сожалению, человек в суете
мира теряется, ему необходимо ис-
полнять множество других обязан-
ностей: и семьянина, и гражданина.
Человек лишь иногда вспоминает -
пару раз в год - о том, что ему надо
следовать пути спасения. Конечно,
есть люди, которые не мыслят себе
жизни без храма.
Тайна только в том, что монах
(послушник еще может колебаться
и даже уйти из церкви - он еще не
давал обет) с того момента, как от-
крыл утром глаза, и до того момента,
как лег спать, мыслит о спасении.
Это должна быть главная мысль. Но,
к сожалению, не всегда так бывает:
мы ведь тоже люди. Я всегда срав-
ниваю наш путь с тем, как теленка
ведут на веревочке. Стараются вести
ровно, чтобы он ножку не сломал,
а этот теленок то влево, то вправо,
то в яму, то в канаву!.
. Вот так и мы
идем по пути спасения. А куда мы
дойдем - одному Господу известно.
Ничего тайного в Церкви, осо-
бенно в православной, нет. Самая
главная тайна - это Воскресение
Христово. Но мы о ней говорим от-
крыто и говорим только то, что есть
в Священном Писании. Каждому,
кто хочет это познать, мы даем та-
кую возможность. Ореолом какой-
то тайны, неизведанности Церковь
покрывать не надо.
Корр.:
Ваш вклад в восстанов-
ление Александр о-Не в ской лавры
широко известен. Что, по вашему
мнению, еще предстоит сделать в
этом удивительном месте?
Епископ Назарий:
Я постоянно
говорю: у хорошего хозяина работа
всегда найдется. С одной стороны
покрасил, с другой - обвалилось.
Например, даже за время моей ко-
роткой жизни наместником (я тут
16 лет) мы уже второй раз ремон-
тируем Троицкий собор.
Самое главное, что нужно сде-
лать (для меня ли - смотря какое
время мне Господь отпустит, для
другого ли - кто придет после
меня), - это, конечно, созидание
братии. Это самое трудное. Если
раньше христианство было тра-
диционным, оно впитывалось с
молоком матери, то сейчас почти
100 лет атеистической среды сдела-
ли свое дело. Раньше в монахи шли
в основном крестьяне, а сегодня -
кто? Это мужья, которые покинули
жен, которым приходится платить
алименты, отвечать за детей. Это
люди, которые уже сидели в тюрьме
и не могут найти себя. Это пьяницы,
это наркоманы, это.
.. не смотрите
слишком пессимистично, я говорю
о тяжелых случаях. Есть интелли-
генция, но у нее свои проблемы. Они
приходят в церковь и говорят: «Мы
уже все знаем, мы будем спасать
Церковь». При этом забывают или
не знают, что Церковь их спасает, а
не наоборот!
Но все-таки, сколько бы Церковь
не гнобили, не разоряли, есть часть
людей, которые через все это сумели
не только сами пронести веру, но и
передать ее своим детям и внукам.
Кто у нас главные апостолы? Ба-
бушки! Они крестили внуков, они
учили их молитве «Отче наш», сами
более ничего не зная! Они бросили
первое зерно Священного Писания
и спасительного слова. Наша задача
как раз в том, чтобы поддержать то
светлое, что есть в душе человека,
и показать, что можно жить честно
и добросовестно исполнять свои
гражданские и общественные обя-
занности. Показать, что даже при
самых плохих условиях можно оста-
ваться человеком. Для сегодняшне-
го человека это очень важно. Когда
люди смотрят на окружающий мир
и видят эту среду потребительства,
поиска удовольствия и так далее,
люди, которые с чистым сердцем,
впадают в отчаяние: как же можно
говорить о Христе, о спасении, о
вере, о добре, о любви, когда вокруг
такое? И мне кажется, что одна из
главных задач Церкви - показать,
что Христос никуда не уходит, Он
с нами, Он уже нас спас, только вот
мы - примем ли эти плоды спасения
или нет?
И монахи должны выполнять
эту задачу. Конечно, есть разные
формы монашества: отшельниче-
ская, скитская и другие. Но на сегод-
няшний день, мне кажется, у нас нет
практически ни одного настоящего
отшельника. В отшельничество
уходят люди, которые боятся или
не хотят кому-то подчиниться: или
игумену, или епископу. Это люди,
5
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 4 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст