уша Петербурга
В . Е . П а в л о в
Александро-Невская лавра
веЧный приют
инфенеров путей сообщения
54
В Александро-Невской лавре
нашел упокоение генерал-лейтенант
Августин Августинович Бетанкур,
«русский испанец», организатор
и первый ректор Института кор-
пуса инженеров путей сообщения
России (ныне Петербургского
университета путей сообщения),
крупнейший инженер мирового
уровня, член-корреспондент Нацио-
нального института Франции, один
из основателей науки о машинах
и механизмах. Осенью 1808 года
пятидесятилетний Бетанкур по при-
глашению императора Александра I
прибыл в Санкт-Петербург. С того
момента началась его инженерная
и научная творческая деятельность
в России.
Энергичная натура Бетанкура
позволила ему оставить неизгла-
димый след в истории России. Он
одновременно выполнял обязан-
ности руководителя Института
корпуса инженеров путей сообще-
ния (1809-1824), Главного дирек-
тора путей сообщения (1819-1822),
председателя Комитета по делам
строительства и гидравлических
работ (1816-1824), председателя
технической комиссии по воз-
ведению нового Исаакиевского
собора по проекту О. Монферрана
(1818-1824), руководителя работ
по сооружению Нижегородской
ярмарки (1816-1823). В эти годы
он не прекращал своей инженерной
деятельности, плоды которой до сих
пор сохраняются не только в Пе-
тербурге, включая Царское Село и
Екатерингоф, но и в Москве, Твери,
Туле, Нижнем Новгороде, Казани.
Бетанкур вел весьма активный
образ жизни, будучи темперамент-
ным человеком, как это свойственно
испанцам (он родился в Испании
на острове Тенерифе, образование
получил в Мадриде и в Париже).
За короткий срок, всего за 15 лет,
Бетанкур побывал во многих горо-
дах России, причем не туристом,
Памятник на могиле
А. Бетанкура
а человеком дела: всюду от него
требовалось незаурядное инженер-
ное искусство, сосредоточенность,
поиск оригинальных решений. Его
мозг непрерывно исследовал одну
ситуацию за другой, сопоставляя
различные варианты решений не-
простых технических задач, давая
Бетанкуру возможность предвиде-
ния последствий принимаемых им
решений. Бетанкуру везло на рус-
ских специалистов-профессионалов,
высокообразованных людей, пони-
мавших значение его деятельности
для России.
Ученики А. Бетанкура и его
сподвижники составили тот слой
инженеров путей сообщения, кото-
рый стал основой огромной плеяды
инженеров транспорта России.
Годы жизни и деятельности
Бетанкура в России (1808-1824) -
его «звездные» годы, годы поисков
решений трудных проблем, годы
славы.
Многогранная работа Бетанку-
ра давала ему смысл и оправдание
жизни в новой для него стране и
должна была дать ему надежную
защиту от недоброжелателей и за-
вистников.
Однако последние годы жизни
(1822-1824) принесли Бетанкуру
много переживаний и незаслужен-
ных обид. Завистники, главным
образом генералы Карбоньер и
Вельяшев, стали «обливать грязью»
успешную деятельность Бетан-
кура, обвиняя его в присвоении и
неэффективном использовании
денежных средств, выделявшихся
на строительство Нижегородской
ярмарки. Хотя специальная ко-
миссия, разбиравшая это дело,
оправдала Бетанкура, и Карбоньер
и Вельяшев были наказаны, но, к
сожалению, Бетанкур попал в не-
милость к монарху и 2 августа 1822
года был отстранен от должности
Главного директора путей сообще-
ния. Его огромные заслуги перед
Россией не вызвали у Александра I
поддержки и защиты.
Дворянское происхождение
Бетанкура и звание министра испан-
ского короля сделали его независи-
мым в России. Он подчинялся толь-
ко императору, находясь в его свите,
и добился почти сразу высокого
генеральского звания - генерал-
лейтенант, чтобы чувствовать себя
на равных или даже выше своего
повседневного окружения. Его уни-
кальное положение при дворе стало
и причиной его трагедии, когда по
наветам недругов император отвер-
нулся от своего любимца.
Обиженный и оскорбленный
своим преемником на посту Глав-
ного директора (с 1822 года -
Главноуправляющего) путей со-
общения - Вюртембергским, дядей
Александра I, в подавленном со-
стоянии духа летом 1823 года в по-
следний раз Бетанкур отправился
в Нижний Новгород для осмотра
работ на ярмарке, его самого доро-
гого детища в России. Там он узнал
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 53 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст