П
етербуржцы и петербурженки
58
нии млеком своим оставила мла-
денца М[ихаила] Михайловича] на
руках няньки, а сама отправилась в
путь для поклонения св. Димитрию
с твердою надеждою на благость
Божию. Ходила в Троицу к преподоб-
ному Сергию - и в Суздаль - редкая
весна у нее проходила, чтобы куда-
либо не сходила на поклонение
до самой престарелости. Всегда
пешком и в самом одеянии простом
и воздержании от пищи - жизнь
христианки провела и кончина
христианская. Апреля 24 дня при
восхождении солнца последние ее
слова мне были сказаны: “Федо-
рович! Поранее отслужи обедню и
меня причасти, может, в последний
раз”. Что исполнилось - действи-
тельно - 24-е число кончина ее3.
Граф М[ихаил] М[ихайлович]
между великими его доблестями -
могу Вас известить слышанное от
няньки его девицы Елены Петровой
Синицыной, которая еще жива, сле-
дующее (так!). В младенчестве еще
бывши, М[ихаил] М[ихайлович]
провожал деда своего свящ[енника]
Василья Михайлова лишеннаго
зрения в церковь для слушания
Литургии до самого вступления
в Семинарию, а сам М[ихаил]
М[ихайлович] читал Часы и Апо-
стол, не могши держать в руках
книги - клали на Аналой, а под ноги
скамью. Буде же младенец М[ихаил]
М[ихайлович] в чем ошибется или
не противу силы скажет - слепой
дед, услышав, поправит. Последние
слова я сам слышал от М[ихаила]
Михайловича] при первом моем
свидании с ним в Черкутине между
прочими родственными разговора-
ми. Он изволил сказать мне: «Жа-
лею, что вы, М[ихаил] Ф[едорович]
не знали дедушки моего В[асилия]
Михайловича], который имел стро-
гий характер. Случалось неодно-
кратно, когда я был в малолетстве
и, в церкви читавши, в чем ошибусь,
он не утерпит, в ту же минуту мою
ошибку поправит. Спасибо ему, все
его наставления помню»4.
Сперанский по рождению
принадлежал ко второму (после
первого - дворянства) привилеги-
рованному сословию Российской
империи - духовенству, которое в
количественном отношении состав-
ляло четверть процента населения
империи. Дворянство и духовенство
именовались «неподатными» сосло-
виями, низшие сословия облагались
разнообразными налогами (податя-
ми). Православное духовенство тогда
(как и сейчас) делилось на «черное»
и «белое». Представители «черного»
духовенства (монашествующие, выс-
шие церковные иерархи-архиереи)
уходили из «мира», не имели семьи,
собственности, поэтому особый со-
циальный слой, о котором идет речь,
образовывали лица, причислявшие-
ся к «белому» духовенству: протоие-
реи, протопресвитеры, иереи, про-
тодиаконы, диаконы, псаломщики,
пономари, причетники (и их жены,
вдовы, дети, внуки).
В XVIII - начале XIX века это
сословие характеризовалось особой
замкнутостью: государство никоим
образом не поощряло приток но-
вых членов как из высшего, так и
из низших сословий. Существовал
жесткий обычай, впрочем, никак не
формализованный: наследование
церковных приходов, когда священ-
ником обязательно становился либо
сын, либо зять ушедшего на покой
иерея. Духовенство могло владеть
недвижимостью (с запретом устраи-
вать в домах питейные заведения) и
землей без крепостных (исключение
делалось для священников-дворян,
принявших сан, а также награжден-
ных орденами). Духовенству запре-
щалось заниматься коммерческой
деятельностью, посещать увесели-
тельные заведения, играть в карты и
т. д. Потомки священнослужителей
наследовали их сословную принад-
лежность5.
Главная привилегия духовен-
ства заключалась в том, что сыно-
вья священников, помимо осво-
бождения от подушной подати,
рекрутской повинности, телесных
наказаний, могли учиться в относи-
тельно многочисленных духовных
училищах (семинариях и академи-
ях), получать систематическое обра-
зование (не только по богословским
дисциплинам, программа была до-
статочно широка). Напомним, что в
XVIII веке на всю Россию было
пять светских учебных заведе-
ний: два университета (в Санкт-
Петербурге - с 1725 года - через
несколько десятилетий практиче-
ски прекратил существование, в
Москве - с 1755 год) и три гимна-
зии (в столицах и в Казани). Част-
ное образование (преподаватели-
иностранцы, пансионы) было в за-
чаточном состоянии и не отличалось
высоким уровнем.
В годы юности Сперанского
уволиться из духовного ведомства
было весьма затруднительно6. Вы-
ход существовал один: поступление
на гражданскую службу (процедура
была существенно упрощена лишь
в царствование Александра I). Не-
сколько десятилетий спустя «попов-
ские сыны» (Сперанский - первая
звезда в блестящей плеяде) мощно
обогатили, расцветили, реформи-
ровали русскую науку, культуру,
литературу, искусство. Однако в
свою эпоху Сперанский был редким
исключением.
Вернемся к детству нашего ге-
роя. Деревенское житье маленького
Миши было благостным и безмя-
тежным. До Черкутина с огромным
запозданием долетали лишь отзву-
ки грозы Русско-турецкой войны
1768-1774 годов и крестьянской
войны под предводительством Еме-
льяна Пугачева. Ребенок отличался
исключительной религиозностью,
слабой физической силой, хрупким
здоровьем (мальчик вырос лишь
после 15 лет, догнав и перегнав сво-
их сверстников, но до конца дней
сохранил болезненно-белый цвет
лица). Очень рано овладев грамо-
той, Миша прочитал все печатные
и рукописные книги, хранившиеся в
священническом доме из поколения
в поколение (разумеется, мирских
практически не было). Миша из-
бегал подвижных и шумных игр с
деревенскими ровесниками, пред-
почитая вдумчивое чтение Библии,
житий святых, церковных сказаний.
Отец, видимо, не уделял мальчику
особого внимания, в отличие от деда
и матери, благодарную память о ко-
торых тот хранил всю жизнь7.
Мальчику было шесть лет, когда
в его жизни произошло событие,
оказавшее провиденциальное влия-
ние на дальнейшую жизнь: летом
в Черкутино приехали владелец
поместья Николай Иванович Сал-
тыков (1736-1816; граф - с сен-
тября 1796, светлейший князь - с
30 августа 1816 года) и протоиерей
Андрей Афанасьевич Самборский
(1740 - по другим сведениям -
1732-1815). Помещик (в моло-
дости боевой генерал) был тогда
гофмейстером двора наследника
престола Павла Петровича, позже
стал главным воспитателем великих
князей Александра и Константина
Павловичей, внуков Екатерины II.
Священник в течение 18 лет служил
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 57 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст