П
,
етербуржцы и петербурженки
настоятелем православного храма
при русском посольстве в Лондоне,
потом, в свою очередь, стал духовни-
ком и преподавателем английского
языка у Александра и Константина.
Все названные персонажи сыграли
спустя время свою роль в жизни
нашего героя.
Мог ли предположить екате-
рининский вельможа, который,
конечно, не обратил никакого вни-
мания на не по годам развитого
сына своего сельского священника,
что на закате жизни станет членом
(с 1812 г. - председателем) при-
думанного и воплощенного тем в
исторической реальности Государ-
ственного Совета. Самборскому же
мальчик очень полюбился, он по-
знакомился с его родителями, играл
с ним, носил на руках, в шутку при-
глашал в Петербург. Через много лет
в доме покровительствовавшего ему
Самборского Сперанский встретит-
ся со своей невестой.
Однако все это произойдет в да-
леком будущем.
.. Пока же закончи-
лось деревенское детство. В семь лет
мальчика отдали во Владимирскую
семинарию. Это было совсем не про-
сто устроить. В легкости зачисления
Миши сыграли существенную роль
и положение отца (благочинный), и
влиятельное знакомство (Самбор-
ский), и родственные связи (муж
тетки Сперанского был диаконом
(позже принял сан) при владимир-
ском архиерее).
Никакой родовой фамилии у
Михаила не было (самый триви-
альный случай у недворянина даже
во второй половине XVIII века),
то есть и отец, и дед его не имели
никакой фамилии в общепринятом
современном смысле (Михайло,
Михайлов сын; Михайло, Васильев
сын; Василий, Михайлов сын). Фа-
милию Сперанский (от латинского
глагола зрего, зрегаге - уповать,
надеяться - вспомним русскую
«кальку» прославленной «семи-
нарской» фамилии - Надеждины)
мальчику придумал при зачислении
муж его тетки Матвей Богослов-
ский (у него была фамилия, ибо он
окончил ту же семинарию, а отец и
дед Миши нигде не учились; кстати,
своему сыну - ровеснику Сперан-
ского - дьякон сочинил фамилию
Делекторский)8.
Некоторые мемуаристы и био-
графы без должных оснований
утверждают, что родовой фамилией
реформатора была Грамотин9. Вер-
сия о том, что настоящая фамилия
Сперанского Третьяков, выдвину-
тая журналистом А. Г. Никитиным
на основе документов, хранящихся
в Отделе рукописей РНБ, не пред-
ставляется достаточно аргументи-
рованной10. Увы, до семинарии у
Михаила Михайловича никакой
фамилии не было11.
Учась во Владимирской семина-
рии, Миша вначале жил у Боголю-
бовых, потом у своей двоюродной
сестры Татьяны Матвеевны Смир-
новой (жены священника). Эта до-
стойная женщина стала ему второй
матерью, которую он никогда не
забывал и в зрелые годы всячески
поддерживал. Живя в родственной
семье, семинарист был избавлен от
ужасов бурсацкого уклада, который
столь ярко описан в позднейшей
литературе.
В 1780 году государство трое-
кратно увеличило финансирование
семинарий и запретило не только
телесные наказания, но и устные
оскорбления воспитанников. По-
мимо языков (русского, латинского,
древнегреческого) семинаристы
штудировали риторику, математику,
физику, философию и богословие.
Конечно, методика обучения была
схоластической, огромное количе-
ство текстов заучивалось наизусть.
У Миши был хороший голос, его
приняли в архиерейский хор, однако
он никогда не принимал участие в
колядовании, когда певчие на Рож-
дество и Пасху обходили частные
дома, получая вознаграждение
медными деньгами и продуктами,
разнообразившее их скудный ра-
цион. Перейдя из грамматического
в риторический класс, Сперанский
обнаружил замечательные способ-
ности, оставаясь до конца курса пер-
вым учеником. Шел год за годом.
..
Став «студентом философии»
(1787 г.), Сперанский, ранее удосто-
енный чести носить архиерейский
посох, был взят в «келейники» к
ректору (префекту) семинарии
игумену Евгению (Романову).
Духовный писатель, дед которого
был однокашником Сперанского,
записал слова предка: «Михаил
Михайлович с детства имел любовь
к чтению книг, и когда представился
ему удобный случай пользовать-
ся достаточной по тому времени
библиотекой префекта Владимир-
ской семинарии - игумена Бого-
любовской обители, отца Евгения,
взявшего гениального юношу к
себе в келейники, Сперанский со
всем усердием предался любимому
своему занятию. По приготовлении
классных уроков он посвящал чтению
целые вечера. Зная об этом, товарищи
Михаила Михайловича, глубоко
уважавшие его высокую личность,
обращались к нему с усердными
просьбами поделиться с ними бо-
гатством собираемых сведений. <.
..>
Следствием просьб товарищеских
было то, что в курсе, где шел Спе-
ранский, образовались собственные,
ученические лекции»12. Уникальный
случай для бурсы.
..
Материально жизнь «студен-
та» была чрезвычайно скудна: счет
на мыло, одежду, чулки и т. д. шел
буквально на копейки. Из кратких
записей Сперанского за 1786-1787
годы (годы очередной войны с Тур-
цией, которая чрезвычайно интере-
совала будущего государственного
деятеля) явствует, что жалованье
от игумена он получал в размере
60 копеек в месяц13.
С 1787 года (с 15 лет) Спе-
ранский начинает выступать с
публичными проповедями в при-
сутствии высших чинов епархии,
что, разумеется, свидетельствует о
необыкновенной одаренности юно-
го студента. Соученик Сперанского
И. П. Фаворский свидетельствовал
через много десятилетий, что «во
Владимирской семинарии товарищи
прозвали его Спасовы Очи, потому
что он все знал, все понимал, все
видел, по их мнению»14. Летом того
же года Сперанский предпринял
первое в своей жизни относительно
далекое путешествие - в Москву,
где встречался с А. А. Самборским,
напомним, воспитателем внуков
императрицы15.
В начале лета 1788 года Вла-
димирская семинария закрылась.
Формально ее объединили с Суз-
дальской и Переяславской, причем
новое учебное заведение базиро-
валось в Суздале. Именно к тому
времени относится первая (не за-
фиксированная исследователями)
попытка Сперанского переменить
судьбу, выйти из духовного сосло-
вия, получить светское образование.
16 июня 1788 года Сперанский пи-
сал из Владимира А. А. Самборско-
му: «Особливая благосклонность,
отцу моему в бытность вашу в селе
Черкутине, равно и мне в Москве
59
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 58 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст