И
нтервью
6
которые ищут безыдейного созерца-
ния, потому что духовно не готовы.
Скитянин или отшельник может
быть настоящим только тогда, когда
он прошел настоящую жизнь, все
увидел, узнал и по благословению
уходит подальше от мира, для того
чтобы молиться о всем мире.
Сейчас основная форма монаше-
ства - наше общежительное житие,
то есть быть открытыми миру и в то
же время не пускать мир (в худшем
смысле слова) в себя, для того чтобы
остаться все-таки выше и чище, хотя
бы немножечко. И этой чистотой,
добротой и любовью делиться со
всеми, кто приходит и ищет этого.
Это важнейшая задача, потому что
всегда будут люди, которые ищут
добра и света, и всегда будут люди,
которые от него бегут. Наличие
свободной воли - единственное, что
отличает нас от остального живот-
ного мира. Мы - люди - наделены
возможностью выбора, но для того,
чтобы его сделать, надо знать, что
есть другие варианты. И задача
церкви - показать людям, что есть
добро и зло.
Корр.:
Ваше преосвященство,
Александро-Невская лавра, как из-
вестно, место с уникальной истори-
ей. Как лично вы ощущаете на себе
святость этого места, его мощное
историческое прошлое?
Епископ Назарий:
Это сложный
вопрос. Александро-Невская лавра
уникальна даже с точки зрения соб-
ственного возникновения. Практи-
чески все монастыри начинали свое
существование с появления одного
подвижника, вокруг которого соби-
рались другие. А лавра возникла по
указу Петра I, то есть первые монахи
приехали из мест с тысячелетней
историей - в основном из Киево-
Печерской лавры.
Несмотря на то что страна уже
давно стала православной, в петер-
бургских краях до ХУ-ХУП веков
еще оставались язычники, напри-
мер карельские племена. Процесс
христианизации этой области был
очень длинным, часто трагическим.
Но в то же время это были и новго-
родские земли, которые пытались
захватить и обратить в свою веру
католики. Так что лавра стала духов-
ным центром этого края. Петру она
была нужна для двух целей: кузница
кадров для епископов и подготовка
монахов для флота, которому нуж-
ны были собственные священники.
Около 70 епископов вышло из этой
лавры!
Кроме того, первая типография
в Петербурге возникла именно тут.
Здесь появилась греко-латинская
школа, и отсюда пошло духовное
образование. Это было место, где
началось просвещение, и учителями
во многих церковно-приходских
школах были выходцы из лавры.
Более того, Невский проспект
обязан своим рождением лавре:
именно местные монахи проклады-
вали его с обеих сторон, используя
разрушенные здания монастырей
как материал для строительства. По-
ловина домов на той части Невского
проспекта, который мы привычно
зовем Староневским, это доходные
дома лавры.
Как мы ощущаем святость этого
места? Тем, что мы тут живем. Если
бы это место не было святым, то
после того, что творилось в нашей
стране (тем более в Петербурге -
городе трех революций), мы бы
сюда не вернулись. Наш особый
груз ответственности заключается
в том, что не так давно нам вручили
особую драгоценность: мощи свя-
того Александра Невского. Быть
их хранителями - это огромная
ответственность.
К сожалению, мы, живущие
здесь, часто забываем о том, что у
нас есть великие святыни. Мы же
едем за ними на Кипр, в Грецию,
на Святую землю, еще куда-то.
..
Я, например, свою паломническую
службу ориентирую на близлежа-
щие святыни и на Петербург в том
числе. Прежде чем ехать куда-то за
историческим прошлым и свято-
стью, надо хорошо узнать свое: за-
бывать его - это неправильно. Надо
ценить то место, которое Господь
нам определил для жизни.
Корр.:
300-лет ний юбилей
Александро-Невской лавры - это
выдающееся событие в жизни не
только России, но и всего православ-
ного мира. Чем встречает лавра эту
знаменательную дату?
Епископ Назарий:
Конечно,
хочется встретить так, чтобы лавра
засияла хотя бы внешней красотой.
Некоторые говорят: «Да что эти фаса-
ды? Вот молитва!.
.» Но, знаете, когда
люди приходят и им на голову сыпят-
ся кирпичи, тут тоже не до молитвы.
Поэтому все должно быть в равной
степени. Зачем мы украшаем храмы,
себя? Только лишь для Бога. Ведь мы
совершаем
Бого
служение, а Ему мы
стремимся дать самое лучшее.
Церковные сокровища копятся
веками. Они создаются всеми людь-
ми, а в церкви только накапливают-
ся, и поэтому говорят, что церковь
богатая. Да, но она богата всеми
предыдущими поколениями - это
общее достояние. И то, что, выходя
на службу, я надеваю «золотую»
шапку - митру, не значит, что я за-
беру ее с собой в могилу или подарю
брату, свату или еще кому-то. Это
церковное достояние. Пока я тут, я
этим пользуюсь, а потом бережно
передам следующему поколению.
Сейчас у нас в братии сорок
человек. Это, конечно, мало. Если
бы было еще человек двадцать-
тридцать, не пришлось бы в таком
количестве искать людей для быто-
вой работы. Среди помощников бра-
тии особенно много пенсионеров.
Мы сами не справляемся: хозяйство
очень большое, а у нас огромная слу-
жебная нагрузка. Надо постоянно
держать людей, которые бы при-
сматривали за стенами, зелеными
насаждениями, за коммуникациями,
отоплением, водой - так сказать,
без ЖКХ никуда. К сожалению,
приходится держать и сторожей, по-
тому что люди очень разные, иногда
пытаются поживиться.
Корр.:
Владыко, уже 16 лет
вы - наместник Александро-Невской
лавры. До вас еще никто столь долго
не был настоятелем этой обители.
Что вдохновляет вас на этот под-
вижнический труд? Что дает вам
силы? Кто ваши помощники?
Епископ Назарий:
Что вдохнов-
ляет? Послушание! Самое главное
для монаха - послушание. Если бы
я попал не в лавру, а в разрушенный
храм - как в свое время я попал в
Коневецкий монастырь, - для меня
это тоже было бы самым главным
делом в жизни. Это то место, в
которое определил меня Господь.
Я не считаю, что это подвижни-
ческий труд. Иногда на меня оби-
жается братия: «Что ж вы нас не
похвалите, ведь мы так хорошо
сделали свое дело?» А зачем хва-
лить? Я буду хвалить только за
сверхзаслуги. А если я делаю то,
что мне положено каждый день,
то зачем меня хвалить? Я просто
пообещал Богу, что буду это делать
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 5 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст