П
,
етербуржцы и петербурженки
В . В . Б е р с е н е в
Некрополь КаЗнаковых
в Александро-Невской лавре
Традиционно все, что связано со
смертью и ее атрибутами, примени-
тельно к русскому обществу XVIII -
начала XX века и, в частности, к
городской среде С.-Петербурга,
ассоциировалось в первую очередь
с кладбищами и церквями. Культо-
вые сооружения, вокруг которых
концентрировалась приходская
жизнь, являлись религиозными
доминантами петербургского со-
циума. Центральное место среди
них занимала Александро-Невская
лавра - древнейшая городская свя-
тыня, в которой покоились мощи
небесного покровителя города
святого Александра Невского и
одновременно была резиденция
правящего архиерея. Тут же нахо-
дилось и древнейшее петербургское
Лазаревское кладбище, входившее к
архитектурно-административный
комплекс лавры. Отгороженная от
городской повседневности стенами,
лавра являла собой замкнутое са-
кральное пространство, живущее по
своим законам, со своим временем и
отношением к жизни и смерти. Как
место, оплодотворенное святостью
погребенных в невской земле пра-
ведников, она в то же время была
не застывшим в веках памятником
Митрополит Антоний
эпохи, а живой, реально функциони-
ровавшей религиозной институци-
ей. Присутствие в городской среде
светского и сакрального центров
власти не было редкостью в России.
Уникальным было как раз то поло-
жение, искусственно сотворенное
волею императора Петра I, при
котором локализация правитель-
ственных учреждений, крепости,
императорского дворца в столице
Российской империи не совпадала
с местонахождением главной город-
ской святыни и местопребывания
духовной власти, как это было в
кремлях допетровской Москвы,
Ярославля, Рязани, Астрахани и
других городов России. Принцип
обособления светской власти от
власти духовной, курс на секуляри-
зацию государства, проводимый им-
ператором, был градостроительно
решен в Петербурге путем создания
обособленных территорий: Петро-
павловской крепости и Александро-
Невской лавры, каждая из которых
размещалась на острове. Однако
развитие Петербурга как имперской
столицы, центра сосредоточения
политической, экономической,
военной, культурной элит россий-
ского общества накладывало свой
отпечаток на общественное бытие
города и его институции, в том числе
на сакральные территории. Изна-
чально сакральное монастырское
место в бюрократическом и фор-
мализованном мире вписывалось в
структуру и ценности централизо-
ванного государства и наделялось
отнюдь не духовными, а статусными
в мирском понимании атрибутами
власти и общественного положения.
Лаврские кладбища в XIX веке, не
переставая выполнять функцию
городских общедоступных кладбищ,
все более и более становятся импер-
скими мемориалами.
Рядом с величественными над-
гробиями героев XVIII века, покоя-
щихся на Лазаревском кладбище,
мы видим захоронения грандиозной
плеяды выдающихся политиков,
деятелей литературы и искусства.
Николай Геннадьевич Казнаков
И тут же, по соседству с ними лежат
мелкие чиновники, умершие в боль-
ницах для бедных и похороненные
на скудные средства сослуживцев,
могилы рядовых купцов и мещан,
множество могил ярославских, нов-
городских, тверских крестьян и их
жен, промышлявших в Петербурге
отхожими промыслами.
В книге захоронений лавры за
1885 год обнаружилась даже одна
крестьянка Новгородской губер-
нии, которая, скончавшись в своей
родной деревне, была перевезена
родственниками в Петербург для
упокоения на одном из лаврских
кладбищ. Множество погребенных
на кладбищах лавры лиц умирало
за пределами Петербурга и даже
за границей. Их родственники, по-
лучив от МВД открытый лист за
подписью губернатора, перевозили
мертвые тела для погребения в
лавру. Причем подхоранивались
тела не только православных, но
достаточно часто лиц лютеранского
и католического вероисповедания.
Для разрешения на их погребение
достаточно было свидетельства об
отпевании умершего.
71
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 70 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст