П
етербуржцы и петербурженки
76
Казанская духовная академия. Фото 1878 г
Из книги: Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555-2007.
Казань: Центр инновационных технологий, 2007 г.
империю громыхнула громом средь
ясного неба брошюра священника
Иоанна Беллюстина «Описание
сельского духовенства», в которой
весьма реалистично были обрисо-
ваны многочисленные изъяны в
церковной жизни5. Утверждения
простого священника из Тверской
епархии уж как-то контрастировали
с отчетами обер-прокурора и первых
духовных лиц империи. И ждали
бы батюшку исправительные келии
Соловецкой обители, если бы не Вы-
сочайшее заступничество государя
императора Александра II.
А брошюра зажила своей соб-
ственной жизнью, послужив на-
чалом активной и, надо сказать,
далеко не бесполезной дискуссии
о состоянии Русской Церкви. На
страницах периодической светской
и церковной печати появились кри-
тические и аналитические статьи,
и это несмотря на то, что духовная
цензура еще обладала большими
ресурсами. В таких условиях го-
сударство и церковь не могли не
реагировать, и, как результат, в
1860-х гг. последовал целый ряд
важных реформ и преобразований в
духовном ведомстве. Одна из таких
реформ затронула и духовные шко-
лы, когда в 1867 году был принят
новый семинарский устав, а в 1869
году - академический.
Именно в такой насыщенный
период получал высшее образование
Александр Вадковский. Конечно,
реформа высшей духовной школы
еще обсуждалась и выкристаллизо-
вывалась в разного рода комиссиях
и кабинетах церковных иерархов, но
в просторных аудиториях академии
уже носились новые веяния. На-
верняка вместе с товарищами Саша
Вадковский неоднократно обсуждал
плюсы, а больше, конечно, минусы
существующего режима. Каждый
предлагал свое видение лучшего
преобразования. Именно здесь Вад-
ковский мог увидеть, что одни его
товарищи рассуждают спокойно и
рассудительно, а другие - горячие
головы - готовы все менять просто
так, ради самого процесса, нисколь-
ко не заботясь ни о благе Церкви,
ни о пользе для самой богословской
науки. Увидеть, почувствовать саму
атмосферу студенческого волнения
изнутри было тем важнее, что спу-
стя три десятилетия Вадковскому,
уже в сане митрополита, пришлось
усмирять студенческие волнения в
четырех академиях и многочислен-
ных семинариях по всей территории
Российской империи. Это был важ-
ный и нужный опыт.
Митрополит Антоний, вспо-
миная годы обучения в Казанской
духовной академии, впоследствии
говорил: «Здесь, в Академии, по-
ложено начало моей духовной само-
деятельности; здесь я получил зача-
ток той нравственной устойчивости,
которая поддерживала меня во всех
моих несчастиях; здесь же сложил-
ся окончательно мой внутренний
человек с известным складом миро-
созерцания, с известным воззрением
на задачи и цель человеческой жиз-
ни. Академия, духовная мать моя,
научила меня находить для себя во
всех превратностях жизни точку
опоры в той области, которая не
знает ни смерти, ни разрушения, ни
уничтожения: в области духа»6.
Профессор «несчастных»
и «прицепных» наук: научно-
исследовательская и профессор-
ская деятельность в Казанской
духовной академии.
1870 год, год выпуска А. В. Вад-
ковского, совпал с серьезными преоб-
разованиями и изменениями в сфере
высшего богословского образования.
В Казанской академии был введен так
называемый «Толстовский» (по име-
ни обер-прокурора Св. Синода графа
Д. А. Толстого) академический устав
1869 года. В связи с этим в академии
открылось значительное количество
новых кафедр. Академический совет
под председательством ректора архи-
мандрита Никанора (Бровковича),
впоследствии архиепископа Одес-
ского, заместил почти все эти кафе-
дры студентами-выпускниками XIII
курса, выбрав наиболее способных
и талантливых. В числе последних
оказался и А. В. Вадковский, успешно
защитивший кандидатское сочинение
на тему «Отношение арианства к
неоплатонизму, преимущественно у
александрийских иудеев»7.
На долю Александра Василье-
вича досталась кафедра гомилетики
и пастырского богословия, науки,
которые, по отзывам современни-
ков, на тот момент времени находи-
лись крайне слабо разработанными.
Вплоть до 1869 года эти дисципли-
ны «не имели специальных для себя
преподавателей, и по усмотрению
местного начальства переходили
от одного преподавателя к другому,
которые, имея свои постоянные,
законные специальности, смотрели
на пристегнутые к ним науки как
на побочные, тяготились ими, про-
бавлялись при чтении их кое-чем и
старались при первой возможности
избавиться от них»8.
Александру Васильевичу при-
шлось самостоятельно разрабаты-
вать определенные ему дисциплины
практически с нуля. Для этого
приходилось едва ли не сутками
сидеть за книгами и готовиться к
лекциям, которых на неделю при-
ходилось три-четыре. Труд, конечно,
титанический, но молодой доцент с
ним справился. Лекции по истории
проповеди апостольского времени
и главным образом золотого века
церковной проповеди - свв. Васи-
лия Великого, Иоанна Златоуста,
Амвросия Медиоланского и др.
излагались Александром Василье-
вичем с таким одушевлением, в
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 75 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст