П
етербуржцы и петербурженки
78
теперь делать молодому ученому:
«Как я пойду теперь к архиепископу
с отказом? У него, очевидно, и мыс-
ли нет о возможности такого отказа.
И что мне делать с этим его даром?
Отнести ему обратно и сказать: на,
возьми; мне не нужно этого дара?
Нет, так нельзя; это было бы нечто
в роде недостойной шутки.
..»14
4
марта 1883 года архиеписко-
пом Палладием А. В. Вадковский
был пострижен в монашество с
именем в память о глубоко почи-
таемом им архиепископе Казанском
Антонии (Амфитеатрове), при кото-
ром Александр Васильевич учился
в академии и провел первые годы
своей службы. На следующий день
состоялась диаконская хиротония,
а 6 марта - в Неделю Торжества
Православия - он был рукоположен
в сан иеромонаха. 14 ноября того
же года Антоний (Вадковский) уже
был возведен в сан архимандрита.
Принятие монашества открывало
перед архимандритом Антонием но-
вые горизонты, а учитывая то обстоя-
тельство, что он принял ангельский
образ не на студенческой скамье, а
спустя уже определенное время, то
есть обладая определенным научно-
исследовательским и педагогическим
опытом, то продвижение вперед
по карьерной административно-
управленческой лестнице должно
было осуществляться скорее. Что,
собственно, и произошло. 12 де-
кабря 1883 года советом академии
отец Антоний был избран и позднее
утвержден Св. Синодом в звании
экстраординарного профессора.
С 12 декабря 1884 года он уже инспек-
тор Казанской академии.
Дальнейшему карьерному росту
молодого и талантливого архиман-
дрита способствовало собрание
архиереев Волго-Вятского края,
состоявшееся в 1885 году. Архи-
мандрит Антоний был избран се-
кретарем данного собрания, часто
выступал с сообщениями и репли-
ками, был автором проекта одного
из итоговых документов, а именно
«Пастырского послания епископов
к православным их паствам». Все
это было отмечено небезызвест-
ным обер-прокурором Св. Синода
К. П. Победоносцевым, по про-
текции которого и осуществился в
том же 1885 году перевод архиман-
дрита Антония в столицу - на пост
инспектора Санкт-Петербургской
духовной академии.
К
. П
. Победоносцев.
Из книги: Липаков Е. В. Архипастыри
Казанские. 1555-2007.
Казань: Центр инновационных
технологий, 2007 г.
Не без душевного волнения
покидал будущий митрополит
вскормившую его Alma Mater. Впо-
следствии, в 1891 году, он пожерт-
вовал в академическую библиотеку
287 книг, а в 1899 году прислал в
академию 5000 рублей для образо-
вания студенческой стипендии его
имени15.
«Монашеский бум»: инспек-
торство и ректорство в Санкт-
Петербургской духовной акаде-
мии, рукоположение в архиерей-
ский сан.
Переезд из провинциальной
Казани в столицу империи нель-
зя не назвать большим успехом.
Однако, переезжая в Петербург,
архимандрит Антоний, не мог особо
рассчитывать на радушный прием.
С одной стороны, он не был «своим»,
с другой - он был монахом. Дело в
том, что за предыдущие два деся-
тилетия сформировалась и оконча-
тельно оформилась традиция, когда
профессорско-преподавательский
состав каждой из четырех академий
формировался на 90-95% исключи-
тельно за счет своих собственных
выпускников, выпускники других
академий чаще всего восприни-
мались как чужаки и навязанные
церковным начальством. Кроме
того, 1860-1870-е годы - время
обер-прокурорства графа Д. А. Тол-
стого, который на многие ключевые
посты продвигал белое духовенство.
В целом, нельзя сказать, что это была
негативная и отрицательная сторона
его правления. Однако, например,
в Санкт-Петербургской духовной
академии за период ректорства
единственного белого священника
протоиерея Иоанна Янышева не
было совершено ни одного монаше-
ского пострига. Подобная ситуация
наблюдалась и в других академиях.
Все это не могло не вызвать бес-
покойства со стороны высшей
церковной иерархии. Приход По-
бедоносцева в 1880 году коренным
образом изменил ситуацию. Белые
священники ректоры были замене-
ны монашествующими, академиче-
ский устав 1884 года существенно
ограничил права академических
советов и т. д. Все это вызвало ропот
и неудовольствие со стороны акаде-
мических профессоров16.
И вот в такой чрезвычайно
сложной и напряженной обстанов-
ка в столицу приезжает «чужак»
и монах - архимандрит Антоний
(Вадковский). Вся ситуация должна
была привести к серьезному кон-
фликту. Однако мягкий и деликат-
ный характер «пришельца», благо-
родство, любовь к просвещению и
благодушие ко всем окружающим
не только рассеяли предубеждение,
но очень скоро и породнили нового
инспектора как с преподавателями,
так и со студентами17.
За период пребывания в сто-
личной академии в жизни архи-
мандрита Антония произошли
Архимандрит Антоний.
Из книги: М. Б. Антоний, митрополит
С.-Петербургский и Ладожский.
Пг., 1915 г.
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 77 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст