П
,
етербуржцы и петербурженки
Санкт-Петербургская духовная академия в конце XIX - начале XX в.
Из архива Санкт-Петербургской православной духовной академии
серьезные изменения. Назначенный
в августе 1885 года инспектором
Санкт-Петербургской духовной
академии, 15 апреля 1887 года он
становится ее ректором. А 3 мая
1887 года архимандрит Антоний
в Троицком соборе Александро-
Невской лавры был рукоположен
во епископа Выборгского, викария
Санкт-Петербургской епархии, ко-
торую с 1860 по 1892 год возглавлял
митрополит Исидор (Никольский).
24 октября 1892 года Антоний был
назначен на новооткрытую Фин-
ляндскую и Выборгскую кафедру
с возведением в сан архиепископа.
Впоследствии многие из злопыха-
телей и недоброжелателей Антония
говорили, что эту кафедру специ-
ально учредили для Вадковского,
тогда как до этого времени все
эти территории входили в состав
Санкт-Петербургской епархии.
27 октября 1892 года, Антоний был
назначен присутствующим членом
Св. Синода.
Изумительная нравственная
высота и мудрость ректора епископа
Антония очаровывала очень многих.
И все по той простой причине, что «в
основу своей деятельности он поло-
жил христианские идеалы любви и
всепрощения, доверия и морального
долга и этого же требовал от других.
Ни малейшей фальши в отношениях
к студентам, он глубоко и искренно
любил их. Он говорил, как думал и
чувствовал. Лучшим методом про-
Антоний, епископ Выборгский.
Из книги: М. Б. Антоний, митрополит
С.-Петербургский и Ладожский.
Пг., 1915 г.
никновения в человеческую душу он
считал беседу. Его убеждение, дыша-
щие жаром любви беседы, произно-
симые с изумительным ораторским
искусством, заставляли дрожать
“живые струны” их сердец, напря-
женно работать мысль и невольно
увлекали на все светлое их волю,
ум и чувства. Это были импровиза-
торские, вдохновенные беседы по
малейшему поводу академической
жизни <.
..> Наиболее характерной
чертой ректорства преосвященного
Антония была поставленная им
цель перед академией выпускать
не только ученых богословов, но и
церковных деятелей»18.
Последнее положение было
осуществлено в полной мере, когда
29 ноября 1887 года по благо-
словению митрополита Санкт-
Петербургского Исидора и при
содействии ректора Духовной ака-
демии епископа Антония (Вад-
ковского) и доцента иеромонаха
Антония (Храповицкого) под па-
тронатом «Общества распростра-
нения религиозно-нравственного
просвещения в духе Православной
Церкви»19 было организовано обще-
ство студентов-проповедников20.
Из аудиторий, после соответ-
ствующей подготовительной рабо-
ты, столь важной и необходимой на
начальном этапе, студенты столич-
ной академии пошли на фабрики,
заводы, в ночлежки, тюрьмы.
.. Это
было «хождение в народ» церков-
ного православного юношества.
Насколько адекватным был этот
ответ на социалистическую про-
паганду, судить сложно, но порас-
суждать на эту тему с привлечением
как опубликованных источников,
так и архивного материала можно
и нужно, но только отдельно. Вне
всякого сомнения, это было полезно
как для юношей, так и для слушате-
лей. Церковный амвон, просторный
зал, затхлая комната, тюремная
камера становились местом, где
каждый желающий студент мог не
отвлеченно-схоластически, а живо,
действенно, просто и доступно
поговорить о смысле человече-
ской жизни, об истинности право-
славного учения. Предметов для
бесед всегда было предостаточно.
Серьезная интеллектуальная под-
готовка (что говорить, если в Санкт-
Петербургской духовной академии
наряду с классическими древними
языками - греческим и латинским -
изучали санскрит), совмещенная
с юношеским задором, руководи-
мая бдительным, но любящим и
отеческим взором академического
руководства, не могли не принести
своих плодов.
Любопытно отметить, что в
списке студентов-проповедников,
подвизавшихся в Обществе, в раз-
ное время встречаются знакомые
многим православным имена, такие
как Василий Иванович Белавин и
Иван Николаевич Страгородский,
79
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 78 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст