П
е
етербуржцы и петербурженки
80
впоследствии святейшие патриархи
Тихон и Сергий; Василий Павлович
Казанский, впоследствии митро-
полит, священномученик; Иван
Александрович Кочуров, впослед-
ствии протоиерей, священномуче-
ник; Николай Кириллович Чуков
и Сергей Алексеевич Тихомиров,
впоследствии митрополиты21.
Скромно, но верно продвигались
студенты СПбДА под руководством
наставников в деле распростране-
ния религиозно-нравственного про-
свещения. Не многие из них пошли
на революционные баррикады в
1905 году, подобно своим сверстни-
кам крикунам. Они скромно, но
верно делали свое дело. Профессор
Н. Н. Глубоковский так впослед-
ствии вспоминал об этих временах:
«Студенты ограничивались своими
специальными академическими
кружками (пастырским, проповед-
ническим) и вели скромную работу,
видимо, столь благовидную и па-
мятную, что уже при большевиках,
когда разрушались чтимые часовни
и осквернялись чудотворные иконы,
один из них, потом митрополит Пе-
троградский Вениамин (Казанский,
мученически убиенный в 1922 году)
получил дорогую митру и всегда при
обозрении приходов был провожаем
целыми толпами народа с пением и
горящими свечами, пока ему не за-
претили угрожающе даже переезд за
Неву на Охту.
..»22
Впоследствии один из студен-
тов академии этого времени гово-
рил, что годы ректорства епископа
Антония могут считаться лучшим
периодом в ее истории23.
С 1887 по 1892 год в академии
владыкой было пострижено в мо-
нашество 20 человек, что можно
назвать настоящим «монашеским
бумом». Поскольку такого еще не
было со дня основания академии,
чтобы за короткий срок «ангельский
образ» приняло столько учащихся24.
Одним из пострижеников епископа
Антония был и Иван Страгородский
(в монашестве Сергий), будущий
патриарх Московский и всея Руси.
Во время прощания в ноябре
1892 года с владыкой Антонием,
которого назначили на новоот-
крытую Финляндскую кафедру, на
торжественном собрании в актовом
зале от лица профессорской корпо-
рации выступил заслуженный про-
фессор Иван Егорович Троицкий
(1834-1901), который говорил о ра-
дости сквозь слезы: «Мы не можем
не радоваться о вашем возвышении,
но не можем и не скорбеть о своем
лишении. Умом мы признаем благо-
временность, полную законность и
справедливость первого, но сердце
протестует против роковой необхо-
димости последнего. И ум и сердце
по-своему правы; но нам от этого
не легче, и мы буквально радуемся
сквозь слезы»25.
На церемонии прощания, уже
после торжественной части, за
обедом, старейший преподаватель
академии Евграф Иванович Ло-
вягин (1822-1909), который пре-
подавал в академии с 1847 года,
свидетельствовал, что на его памяти
сменяется уже 10-й ректор, и по до-
стоинствам ума и характера владыка
Антоний должен занять место в
одном ряду с митрополитом Мака-
рием (Булгаковым) (1816-1882) и
протопресвитером Иоанном Яны-
шевым (1826-1910).
Впоследствии, когда Антоний
был уже столичным митрополитом,
он неоднократно входил в академи-
ческие дела. И, несмотря на то, что
временами отношения между пра-
вящим архиереем и профессорско-
преподавательской корпорацией
были напряженными, владыка
Антоний с большой любовью и те-
плотой относился к академии, про-
фессорам и студенчеству. Вот как об
Антоний, архиепископ
Финляндский и Выборгский
с матерью и братом.
Из книги: М.Б. Антоний, митрополит
С.-Петербургский и Ладожский.
Пг., 1915 г.
этом пишет профессор Н. Н. Глубо-
ковский, вспоминая свои встречи
с митрополитом: «Владыка твердо
и убежденно формулировал свои
основания, сказав прямо: я доживаю
жизнь, видел ее на всех ступенях,
сам поднялся до самого верха и
знаю там все непосредственно, но -
верьте мне! - нигде нет среды выше
и чище, чем ваша - академическая.
И это было не случайным порывом,
а являлось глубоким убеждением,
которого святитель не скрывал,
провозглашая его публично и тор-
жественно. Так, на празднике сто-
летия С.-Петербургской духовной
академии (18 декабря 1909 года)
митрополит Антоний в своей им-
провизированной приветственной
речи, взойдя на эстраду, громко
и твердо заявил перед многочис-
ленною избранною публикой, что
то - “святая Академия”»26.
Доктор Оксфордского и
Кембриджского университетов:
церковно-общественная деятель-
ность и архиепископство Фин-
ляндское.
В октябре 1892 года, согласно
указу Св. Синода, была образована
Финляндская кафедра, и тем же
указом был назначен первый ее ар-
хиерей - архиепископ Антоний. Си-
туация в Великом княжестве Фин-
ляндии, если говорить о религиоз-
ном положении, была напряженной.
Большая часть местного населения
исповедовала лютеранство. Количе-
ство православных верующих и, со-
ответственно, приходов было незна-
чительным. За шестилетний период
пребывания Антония на кафедре (с
1892 по 1898 год) число приходов
в Финляндии возросло всего с 23
до 37, было создано два журнала на
русском и на финском языках, на-
чала работу комиссия по переводу
богослужебных книг на финский
язык. В Выборге была обустроена
духовная консистория. Антоний
создал первый женский монастырь
в Финляндии, но главным своим
делом, исходя из специфики рели-
гиозной жизни финнов-лютеран,
он считал церковное просвещение.
В этом отношении надо признать
вполне успешным проект по созда-
нию церковно-приходских школ,
которых было 70, и это на 37 прихо-
дов! Таким образом, с архиепископа
Антония начался процесс постепен-
ного обращения финнов в право-
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 79 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст