П
,
етербуржцы и петербурженки
Архиепископ Финляндский Антоний
с высоким представителем
англиканской Церкви ДОННат
Мас1адап - архиепископом
Йоркским) при посещении Лондона
в 1897 г
Из книги: М.Б. Антоний,
митрополит С.-Петербургский и
Ладожский. Пг., 1915 г.
славие. Дело шло очень медленно,
но все же успехи были.
В 1893-1896 годах архиепископ
Антоний возглавлял образованную
в связи со стремлением и горячим
желанием многих современников
присоединить старокатоликов к
Русской Церкви синодальную
комиссию по старокатолическому
вопросу.
В этот же период, а именно 4 мая
1893 года ученый совет Казанской
духовной академии по совокупности
трудов присудил архиепископу Ан-
тонию степень доктора богословия.
Св. Синод, своего рода ВАК Русской
Церкви в синодальный период, утвер-
дил это решение только в 1895 году.
Сложно сказать, чем была вызвана
подобного рода медлительность. Но
само дело является лишним под-
тверждением того ущербного поло-
жения, которое сложилось в Церкви к
этому времени. Так называемое ученое
монашество должно было быть глав-
ной опорой и фундаментом русского
богословия, переживавшего тогда пе-
риод становления. Высшее церковное
начальство всячески приветствовало
принятие монашеского пострига
студентами духовных академий.
И особенно велика была радость,
когда постриг принимал действи-
тельно талантливый и способный
студент или выпускник. Однако
ученые труды такого монаха, как
правило, и ограничивались его
кандидатской диссертацией, на-
писанной на студенческой скамье.
В лучшем случае ученому монаху
удавалось защитить магистерскую
диссертацию, которая чаще всего
являлась той же кандидатской,
только немного дополненной и ис-
правленной.
Дальнейшее продвижение по
карьерной лестнице явно не спо-
собствовало научным штудиям.
И, как правило, все творчество та-
кого ученого монаха, подававшего
большие надежды в самом начале
своего пути, в конечном итоге сво-
дилось в лучшем случае к двум-трем
сборникам разных слов, поучений,
наставлений. Польза для богослов-
ской науки в таких случаях была
минимальна. Антонию (Вадковско-
му) в этом отношении несколько
повезло. До принятия монашества
он успел активно потрудиться на
научно-исследовательской ниве. А
вот уже начиная с его инспекторства
в Казанской академии и вплоть до
самой кончины серьезных научных
работ больше не было, были только,
слова, поучения, проповеди.
.. Сте-
пень доктора богословия была при-
суждена за упоминавшийся выше
труд «Из истории христианской
проповеди».
В июне 1897 года архиепископ
Антоний представлял Русскую
Церковь в Великобритании на
торжествах по случаю 60-летнего
юбилея правления королевы Вик-
тории. Владыке пришлось участво-
вать в многочисленных встречах
с представителями епископатов и
богословами англиканской церкви.
По словам современников, русский
архиерей произвел большое впечат-
ление27. Оксфордский и Кембридж-
ский университеты удостоили его
дипломами доктора теологии и
доктора права28.
« Во дни смуты»: во главе Санкт-
Петербургской митрополии.
В конце 1898 года скончался
митрополит Санкт-Петербургский
Палладий (Раев), тот самый, кото-
рый когда-то постригал Александра
Вадковского в монашество. Мог ли
он тогда, несколько десятилетий
назад подумать, что его преемником
по столичной кафедре будет его же
постриженик - Антоний (Вадков-
ский). Вряд ли, но неисповедимы
пути Господни!
25
декабря 1898 года Анто-
ний был переведен на Санкт-
Петербургскую и Ладожскую ка-
федру, назначен постоянным членом
Св. Синода и возведен, разумеется,
в сан митрополита. Чуть позже,
9 июня 1900 года, был назначен пер-
венствующим членом Св. Синода.
Это назначение, с одной стороны,
было ожидаемым. С другой сторо-
ны, кандидатами назывались и эк-
зарх Грузии, архиепископ Флавиан,
и старейший митрополит Киевский
Иоанникий29.
Редактор одного из самых по-
пулярных тогда в России духовных
журналов «Странник» профессор
СПбДА А.П. Лопухин писал: «Мы
не знаем в нашей новейшей цер-
ковной истории такого случая,
чтобы вступление на высшую свя-
тительскую кафедру кого-либо из
наших церковных иерархов было
встречено и приветствуемо такими
единодушными, полными душевной
и духовной радости, сочувстви-
ем и приветом, как был встречен
и приветствуем высокопреосвя-
щеннейший митрополит Антоний
решительно всеми: и столичным
духовенством с Петербургскою
академиею во главе, и его паствою,
Митрополит Палладий (Раев).
Из книги: Липаков Е. В. Архипастыри
Казанские. 1555-2007. -
Казань: Центр инновационных
технологий, 2007 г.
81
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 80 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст