П
е
етербуржцы и петербурженки
82
и всем интеллигентным русским
обществом, как в столице, так и по
всей России»30.
Начало XX века стало одним
из самых насыщенных, драматич-
ных периодов в истории России, в
истории Русской Церкви. Остается
только догадываться, что переживал
и через что пришлось пройти пер-
венствующему члену Св. Синода.
Ведь от его решения зачастую зави-
село очень и очень многое в судьбе
Церкви. Иногда митрополит прояв-
лял инициативу, как в деле о графе
Л. Н. Толстом, иногда приходилось
только ждать и надеяться, как в деле
созыва Поместного собора и восста-
новления патриаршества.
Отдельный вопрос представ-
ляет собой деятельность митропо-
лита в годы Первой русской рево-
люции 1905-1907 годов. Что тогда
нужно было делать? Замкнуться
и отстраниться от протекающих в
обществе, в том числе церковном,
процессов или пойти на баррика-
ды, куда некоторые церковные дея-
тели не только пошли сами, но и
активно призывали других? У каж-
дого в 1905 году и в последующие
годы был свой, как ему казалось,
единственно правильный, ответ.
В связи с этим и позицию митро-
полита Антония, который, как мог,
сдерживал горячие порывы ново-
явленных церковных реформато-
ров, каждый оценивал по-своему.
Кто-то говорил о его мудрости и
стойкости, кто-то те же действия
квалифицировал как проявление
слабости, трусости и т. д.
Один из проповедников в 1912
году, уже после смерти владыки,
говорил о его мудрости и дальновид-
ности: «Во дни недавней смуты, когда
взволновался океан народной жиз-
ни, и самому кораблю церковному
волны угрожали потоплением, люди
малодушные и маловерные осуждали
тебя, требовали, чтобы ты развернул
хоругвь и повел народ.
.. Куда? Про-
тив кого? На междуусобие? Нет, ты
был спокоен, и в твоем спокойствии
обретали покой и другие»31.
В годы смуты владыка, чуждый
политических настроений, подвергал-
ся жестоким нападкам как со стороны
«левых», так и со стороны «правых».
Несколько архиереев даже попыта-
лись добиться удаления митрополита
Антония из Синода. У них, правда,
ничего не получилось, а владыка
кротко и со смирением переносил
выпавший ему крест, и это его кроткое
терпение делало его как-то выше и
невольно преклоняло пред ним даже
его противников и врагов.
Митрополит Антоний не под-
дался на провокации и в условиях
всеобщих беспорядков отказался
от предлагавшихся ему, иногда ра-
дикальных, преобразований. Хотя,
конечно, он прекрасно понимал, бу-
дучи человеком просвещенным, что
в Церкви накопилось очень много
проблем и нестроений, решать
которые необходимо незамедли-
тельно. Именно об этом он говорил
в ходе полемики, развернувшейся
в первой половине 1905 года с
казавшимся тогда всемогущим и
непобедимым К.П. Победоносце-
вым. Именно об этом он говорил
на заседания Предсоборного При-
сутствия, которое было открыто с
разрешения императора Николая II
и проходило под председательством
митрополита в 1906 году.
Как бы то ни было, чрезмерное
нервное напряжение, попытка удер-
жать церковный корабль на плаву в
условиях разыгравшейся бури при-
вели к подрыву и без того далеко не
идеального здоровья митрополита.
Поэтому в последние несколько лет
своей жизни владыка очень много
времени проводил на лечении на
юге страны.
В жизни каждого человека есть
яркие и показательные эпизоды,
емко раскрывающие основные
черты характера. В жизни святых
и подвижников также есть такие
моменты, будь то праведный удар
Арию, совершенный святителем
Николаем Чудотворцем, или ты-
сячедневное стояние на камне пре-
подобного Серафима Саровского
(для прославления и канонизации
которого в 1903 году митрополит
Антоний (Вадковский) приложил
много усилий). Однако как в жизни
первого особый трепет у почита-
телей вызывает эпизод, когда свя-
титель тайно подбрасывал узелки
с золотом обнищавшему человеку
с тремя дочерьми, так в жизни
второго умиляет смирение и про-
щение преподобным Серафимом
тех разбойников, которые избили
его до полусмерти, выпытывая, где
тот хранит свои сокровища. В жизни
митрополита Антония также был
такой эпизод, который сводился к
следующему.
По делу о заговоре с целью по-
кушения на Александра III, где про-
ходил Александр Ульянов, проходил
и один из воспитанников СПбДА
М. Новорусский. Его приговорили
не к смертной казни, а к длительно-
му сроку заключения в Шлиссель-
бургской крепости. Митрополит
Антоний знал его еще по академии.
Однажды владыка посетил узника
и, побеседовав с ним, пришел к вы-
воду, что тот уже раскаялся. Тогда
митрополит обратился к импера-
тору с просьбой о помиловании.
Просьба эта была удовлетворена.
Новорусский, освобожденный из
Приемный зал митрополита Антония.
Из иллюстрированного еженедельного журнала
для религиозно-нравственного чтения «Русский паломник» № 50,1912 г.
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 81 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст