П
,
етербуржцы и петербурженки
Митрополит Антоний в гробу
Из
иллюстрированного еженедельного журнала
для религиозно-нравственного чтения «Русский паломник» № 47,1912 г.
Шлиссельбурга, приехал в Петер-
бург, провел несколько дней в по-
коях митрополита Антония, а потом
отправился в Выборг и жил жизнью
мирного обывателя. Вот как об
этом позже вспоминал сам «узник»:
«Здесь я пробыл в гостях две ночи
и три неполных дня. Митрополит
был деликатен до последней сте-
пени. Я не слыхал ни расспросов,
ни залезания в душу, ни указаний.
Я был только гостем, а он - любез-
ным хозяином. Сдержанность его,
очевидно, была приобретена долгой
практикой. Он никогда, бывало, не
скажет лишнего. Говорит медленно
и как бы взвешивает каждое слово.
Таким образом с ним можно было
бы прожить не один месяц, и все-
таки не разгадать его»32.
Будучи священноархимандри-
том Александро-Невской лавры,
митрополит Антоний много вни-
мания уделял обустройству этой
обители. При Антонии лавра после
долгого перерыва вернулась на
путь научно-просветительского
служения Церкви. Близкий науке
по своему профессорству в акаде-
мии, нашедший себе просвещенного
помощника в лице наместника,
владыка Антоний оставил после
себя в лавре образцово устроенные
учреждения по сохранению ста-
рины: богатое древлехранилище и
научно-оборудованный архив33.
«Победу христианству принес-
ла не сухая проповедь, а страдания
мучеников»: кончина владыки.
2
ноября 1912 года после про-
должительной и тяжелой болезни
митрополит Антоний скончался.
Владыка, согласно многочисленным
свидетельствам современников, был
глубоко смиренным и простым че-
ловеком. Всякая пышность и всякое
величание были чужды его духу.
«Печать крайней простоты легла
на все обычаи и привычки владыки-
митрополита. Были отменены вы-
езды на четверке лошадей, цугом,
стали крайне редки парадные обе-
ды; для владыки готовился самый
простой стол, а вместо шелковых и
бархатных ряс он всю жизнь носил
только простую шерстяную рясу
черного цвета. Его тяготили офици-
альные праздничные поздравления
и земные “метания” духовенства, и
они также были отменены»34. Каж-
дый мог получить у него помощь и
поддержку.
Митрополит Антоний в каком-
то смысле являлся полной про-
тивоположностью многим своим
собратьям-современникам. Он
скорее тяготился своим положени-
ем, комфорта особенного не любил,
а денег никогда не копил, кроме
трех тысяч рублей на погребальные
издержки после своей кончины.
Указанная сумма находилась в
особом конверте, который, однако,
после его смерти был обнаружен
пустым с надписью: «Деньги эти
истрачены»35.
После кончины митрополита
Антония осталось его удивительное
и потрясшее многих завещание. Все
санкт-петербургские митрополиты
второй половины XIX века были
погребены в особой усыпальнице.
Митрополит Антоний завещал
похоронить его в очередной мо-
гиле на братском кладбище среди
иноков лавры. Почивший архи-
пастырь просил похоронить его в
простом деревянном гробу, а на мо-
гиле поставить простой деревянный
крест36. Завещание было исполнено.
Похоронили владыку в простом со-
сновом, даже не окрашенном гробу,
в очередной братской могиле, над
которой поставили простой дубо-
вый крест со скромной надписью
«Митрополит Антоний», с датами
его жизни и кончины. Также со-
гласно воле почившего владыки
на гроб не было возложено ни одно-
го венка37.
Можно только предположить,
каким контрастом выглядели свя-
щеннослужители, участвовавшие
в отпевании владыки Антония в
своих дорогих и роскошных белых
облачениях на фоне неокрашенно-
го соснового гроба. В погребении
приняли участие 21 архипастырь,
26 архимандритов и митрофорных
протоиереев и около 150 священ-
нослужителей38. Такого количества
иерархов при отпевании владык, по
словам одного из современников,
никогда еще не было39. «Никогда»
означает, за всю историю Русской
православной церкви со времен
крещения Руси святым равноапо-
стольным князем Владимиром!
Митрополит, который всю свою
жизнь поучал прежде всего делами,
а только потом словами, и здесь не
отступил от своего принципа и за-
вета: «Мы, пастыри, должны другим
проповедовать Царство Божие. Но
проповедовать нельзя того, чего сам
не познал. Итак, нам, пастырям и
проповедникам, надо, прежде всего,
возобладать над всем нечистым в
самих себе, изгнать его из себя со
всеми греховными недугами, чтобы
воссияла на нас жизнь Царствия
Божия. Из грешных нам надо стать
святыми, из нечистых чистыми, из
темных светлыми»40. Еще в годы
своей преподавательской деятель-
ности в Казанской академии вла-
дыка был твердо убежден в том, что
важно не слово, а дело, что «победу
христианству принесла не пропо-
ведь, не красноречие, а примерная
жизнь праведников, страдания
мучеников»41.
83
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 82 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст