П
,
етербуржцы и петербурженки
ребенок теряется в некрополях, с
трудом «читает» символику над-
гробий. Между тем основу музейной
экспозиции составляют мемориаль-
ные памятники, представляющие
исторический и художественный
интерес. Это своеобразные «сканы»
истории, которые хранят и доносят
через века тайны времени. Детей
интересует все таинственное и
необычное, поэтому поводом для
экскурсионной навигации явилась
детская любознательность.
ЧЕРЕП И КОСТИ, КРЕСТ
И ЯКОРЬ, СЛОМАННОЕ
ДЕРЕВО, ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.
..
Латинское «memoria» - вос-
поминание, память, предание, «pro-
memoria» - для памяти, в память о
чем-либо. О чем рассказывают сим-
волы на памятниках в некрополях?
Любознательный ребенок, попадая
в Александро-Невскую лавру, види-
мо, подсознательно (или осознанно)
с интересом начинает рассматривать
многочисленные надгробия. Глаз его
сканирует знакомое изображение -
«череп и кости», которое он сразу
же ассоциирует с пиратским знаком.
Между тем это древнейший христи-
анский символ смерти, символ горы
Голгофы, на которой Иисус Христос
принял смерть. В некрополях крест
Надгробие Н
. И. Пуколова.
1820-е (?). Гранит, чугун. ГМГС,
Некрополь XVIII в.
(Лазаревское кладбище).
Фого
Т. А. Синкевич,
ЦГДБ им. А. С. Пушкина. 2013 г.
Надгробие Н
. И. Пуколова. Фрагмент.
Фото Т. А. Синкевич, 2013 г.
нередко бывает установлен на по-
стамент в виде горы («Голгофы»).
Комментарий экскурсовода уместен
и оправдан, вместе с ребенком он
проходит путь от фиксации обще-
го впечатления, производимого
памятником, к внимательному рас-
сматриванию, прочтению деталей-
символов. Символ, как правило,
представляет определенный пред-
мет, но он интересен не только сам
по себе, а скрытым в нем смысловым
содержанием.
Многозначна и выразительна
скульптурная символика надгро-
бия Н. И. Пуколова (начало XIX
века, Лазаревское кладбище): змея
в кольце - быстротечность жизни
в вечности, фигура совы на шаре,
песочные часы с крыльями и косой,
скрещенные факелы, смеющиеся
черепа с бабочками над ними. Ре-
бенок видит многофигурный сюжет
использования символов в над-
гробии. Стихотворная эпитафия4
развивает тему и также отсылает
к проблеме жизни и смерти. Текст
эпитафии имеет двойную авториза-
цию: литератора П. И. Сумарокова
или князя Г. П. Гагарина. Многие
лаврские памятники объединяет
вечное размышление человека о
бренности земного, ребенок же по-
зитивен по умолчанию, его богатое
воображение и детские фантазии в
некрополях часто направлены на по-
знание непонятного, экскурсионная
задача - помочь ему в этом.
Интересным примером мо-
жет стать надгробие выдающегося
ученого-энциклопедиста М. В. Ло-
моносова (XVIII век, Лазаревское
кладбище). Важно обратить внима-
ние детей на то, что это первый в пе-
тербургском некрополе архитектур-
ный памятник, который буквально
наполнен
информацией
о деяниях
ученого - кадуцей-жезл Меркурия;
лира и лавровый венок славы - сим-
вол бога Аполлона, покровителя
искусств; циркуль, перо и свиток -
символ наук. Не нарушая традиций,
высокий слог эпитафии продолжает
тему прославления Ломоносова.
Надгробие М. В. Ломоносова.
1765-1766. Я. Штелин (проект),
Ф. Медико (мастер, Каррара).
Мрамор, бронза, позолота,
известняк, кованое железо
(ограда). ГМГС, Некрополь XVIII в.
(Лазаревское кладбище).
Фото Т
. А. Синкевич,
ЦГДБ им. А. С. Пушкина. 2013 г.
Надгробие М
. В. Ломоносова.
Фрагмент.
Фото Т. А. Синкевич, 2013 г.
Еще один значимый памятник -
А. В. Суворову (Благовещенская
усыпальница). «Здесь лежит Суво-
87
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 86 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст