П
етербуржцы и петербурженки
88
Надгробие А. Я. Охотникова.
Ф. Тибо (скульптор). До 1815 г Гранит, мрамор, чугун. ГМГС, Некрополь
XVIII в. (Лазаревское кладбище).
Фото О. В. Синкевича. 2012г.
Надгробие А. В. Суворова. Плита,
1850-е гг, бюст - 1970-е по оригиналу
ск. В. И. Демут-Малиновского. ГМГС,
Благовещенская усыпальница.
Фото Т. А. Синкевич,
ЦГДБ им. А. С. Пушкина. 2013 г.
Надгробие А. В. Суворова. Фрагмент.
Фото Т. А. Синкевич. 2013 г.
ров» - лаконизм эпитафии сродни
смс-сообщению, скажет совре-
менный подросток и будет прав.
Существует легенда, что сам генера-
лиссимус хотел бы видеть на своей
могиле только эти слова, также вы-
сказывается суждение об авторстве
Г. Р. Державина.
Стоит напомнить детям о том,
что в реальной жизни эмоции можно
выразить по-разному: жестикуля-
цией, интонацией, выразительным
словом. Рассмотрим памятник кава-
лергарду А. Я. Охотникову5 (начало
XIX века, Лазаревское кладбище),
выполненный в виде грота, с по-
лулежащей фигурой плакальщицы
у надломленного дуба. Под гротом
изображены крест и якорь - тради-
ционные символы веры и надежды.
Строки эпитафии напоминают о
том, что скончался Охотников на
26-м году жизни. Каждый элемент
старинного надгробия рассказывает
о романтичной и трагической судьбе
юного кавалергарда и вызывает вол-
нение юных экскурсантов. Однако
многие символы дети трактуют бук-
вально. Задержавшись у памятника
Симону Дмитриеву6 (Лазаревское
кладбище), который представляет
собой гранитную барку, оснащен-
ную якорем и стволами, понимаешь,
что этот человек был связан с
морем. Действительно, Симон Дми-
триев - купец, перевозивший товар,
но корабль - это также символ за-
гробного странствия души. Часто на
надгробиях изображаются растения,
деревья, животные, цветы. Язык
цветов, разработанный христианской
символикой, был очень популярен и
активно использовался в мемориаль-
ной пластике. Символы играют очень
важную роль, раскрывая всю полно-
ту содержания памятника, помогают
потомкам лучше понять мысли и
настроение эпохи. Целесообразной
представляется экскурсия-тренинг
для детей: «Собери коллекцию ваз
(урн) в некрополе», «Найди об-
разы животных», «Сфотографируй
цветы» и т. п. Богатейшая традиция
мемориальной культуры формирова-
лась веками, и Александро-Невская
лавра дарит уникальную возмож-
ность узнавать историю и культуру.
Экскурсовод - благодарная
работа, открывающая новые воз-
можности, позволяющая стать
участником и свидетелем знаковых
событий времени.
Р. 8.
Сегодня мой приход в Александро-Невскую лавру неслучаен: на
Никольском кладбище погребены мои родители.
1
Исторические кладбища Петербурга: справочник-путеводитель / Сост.: А. В. Кобак,
Ю. М. Пирютко. СПб., 1993. С. 14, 54, 348.
2
Там же. С. 37, 200.
3 Репина А. Возвращена верующим / / Смена. 1984. 4 июня.
4 Царькова Т. С. Русская стихотворная эпитафия, ХІХ-ХХ вв. СПб. С. 118-119.
5 Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скуль-
птуры: научный каталог. Т. 3. Некрополь XVIII в. СПб., 2006. С. 219.
6 Там же. С. 90.
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 87 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст