узеи Петербурга
Перезахоронение Д. Бенардаки в Некрополе мастеров искусств.
2011 г.
фицированные останки перенесли в
одно из медицинских учреждений
Ленинграда. Там они находились
до начала XXI века. Захоронение
Д. Е. Бенардаки в музейном не-
крополе состоялось по инициативе
главы петербургского греческого
землячества Иордана Харлампие-
вича Кессиди.
20
сентября 2011 года на месте
перезахоронения открыли скуль-
птурный памятник (скульпторы
А. Широков, В. Балашева, архитек-
тор Г. Пейчев), органично вошедший
в пейзаж некрополя.
25
сентября 2010 года в не-
крополе был установлен еще один
кенотаф. Великая польская испол-
нительница Мария Шимановска
(1789-1831), игрой которой вос-
хищались Гете и Пушкин, а сочине-
ния для фортепьяно вдохновляли
Фредерика Шопена, была придвор-
ной пианисткой при императрице
Александре Федоровне и с 1828 года
жила в Петербурге на Итальянской
улице. Музыкальные утренники
Шимановской привлекали Глинку,
Крылова, Вяземского, братьев Ви-
ельгорских. «Королева звуков» (как
назвал ее Адам Мицкевич, женатый
на ее дочери Целине) скончалась
во время эпидемии холеры, пора-
зившей столицу в 1831 году. Похо-
ронили ее на холерном кладбище,
позже превратившемся в Митро-
фаньевское, одно из крупнейших
в дореволюционном Петербурге.
Могила пианистки была утрачена,
Надгробие Д. Бенардаки
в Некрополе мастеров искусств.
2011 г.
как и тысячи других захоронений
на этом месте, превращенном в со-
ветское время в свалку.
Почтить память замечатель-
ной женщины, принадлежащей
польской и российской культуре,
оказалось уместным в Некрополе
мастеров искусств. Здесь похороне-
ны многие из тех, кто рукоплескал
Шимановской, бывая в ее салоне;
сюда же перенесены останки зна-
менитых иноземцев, отдавших свое
вдохновение России (М. Петипа,
А. Бозио и др.).
Кенотаф Марии Шиманов-
ской был сооружен по инициа-
тиве Генерального консульства
Республики Польши в Петербурге,
поддержанной Международным
благотворительным фондом имени
Д. С. Лихачева. Значительную по-
мощь в создании памятника оказал
директор Института Польши в
Петербурге Цезарь Карпинский.
Гранитная глыба, напоминающая
очертаниями фортепьянную клави-
атуру, выполнена по проекту извест-
ного петербургского архитектора
В. Б. Бухаева. К сожалению, не-
задолго до открытия памятника
в авиационной катастрофе под
Смоленском погиб заместитель
министра культуры Польши Томаш
Мерта (1965-2010), утверждавший
проект.
Искусство вечно, оно не име-
ет национальных и временных
границ. Хотя в основном некро-
поль посвящен мастерам искусств
XIX века, здесь нашли место и
некоторые знаменитые советские
художники и артисты. Посещение
Пантеона русского искусства вдох-
новляет и наводит на размышления
многих современных творцов петер-
бургской культуры.
Тимур Петрович Новиков
(1958-2002) в последние годы
жизни любил отдыхать на скамье у
фонтана в некрополе. Имя Тимура
Новикова, в одном ряду с кумирами
ленинградского андеграунда 1990-х
годов Сергеем Курехиным, Викто-
ром Цоем, слишком рано ушедшими
из жизни, уже принадлежит исто-
рии. Мастер, неустанно открывав-
ший новые формы художественного
выражения, не дожил до 50-летнего
«Скамья Тимура» в Некрополе
мастеров искусств.
2008 г.
93
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 92 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст