И
стория учреждении
Еще при жизни Оленин набро-
сал эскиз памятника, который пред-
ставляет собою традиционный для
XVIII - начала XIX века тип над-
гробия. Это высокий жертвенник, на
одной из сторон которого помещен
чеканный профиль Оленина. На
другой стороне эпитафия, сочинен-
ная его племянницей со стороны
жены Анной Петровной Керн:
Царю Отечеству
он предан был и верен,
К друзьям горяч, нелицемерен.
Неумолимая его
скосила смерть.
Но где водворены
художества, науки,
Ее холодные там слабы руки,
Там памяти о нем
она не может стерть.
Медальон с изображением
А. Н
. Оленина на его надгробии
на Тихвинском кладбище
Александро-Невской лавры
(Некрополь мастеров искусств)
Рядом с Олениным похоронена
его жена Елизавета Марковна, урож-
денная Полторацкая (1838), скон-
чавшаяся на несколько лет раньше.
На ее памятнике, который внешним
обликом напоминает оленинский,
мраморный портрет и эпитафия, со-
чиненная И. А. Крыловым:
Супруга нежная
и друг своих детей,
Да успокоится она
от жизни сей
В бессмертьи, там,
где нет ни слез, ни воздыханья,
Оставя по себе
тоску семье своей
И сладостные вспоминанья!
В Некрополе мастеров искусств
покоится прах еще одного сотрудни-
ка библиотеки оленинских времен,
поэта и издателя барона Антона Ан-
тоновича Дельвига (1798-1831).
В течение всей своей жизни
Дельвиг был одним из самых близ-
ких друзей Пушкина. Многое их
связывало, начиная с лицейских лет.
В своих стихах Пушкин неоднократ-
но обращался к лицейскому товари-
щу, ему же он посвятил строки:
Кто на снегах возрастил
Феокритовы нежные розы?
В веке железном, скажи,
кто золотой угадал?
Кто славянин молодой,
грек духом, а родом германец?
Вот загадка моя:
хитрый Эдип, разреши!
В возрасте 32 лет 14 января
1831 года Дельвиг скончался и был
похоронен на Волковском право-
славном кладбище. В 1934 году, к
135-летию А. С. Пушкина, прах его
лицейского товарища был перенесен
в Некрополь мастеров искусств и за-
хоронен против могил Н. М. Карам-
зина и В. А. Жуковского. Памятник
выполнен в стиле надгробий начала
XIX столетия: колонна, пресеченная
рустом, с фигурой плакальщицы
наверху.
Почти в самом конце южной
дорожки высится монументальный
памятник Владимиру Васильевичу
Стасову (1824-1906), сотруднику
библиотеки, крупному музыкально-
му и художественному критику. 50
лет своей жизни он отдал библио-
теке, работая в ней сначала «без-
мездно», а затем в качестве штатного
библиотекаря. Авторитет Стасова
был чрезвычайно высок, и имя его
связывается с подъемом русского
национального искусства. Он был
одним из вдохновителей создания
«Могучей кучки», объединившей
М. А. Балакирева, Н. А. Римского-
Корсакова, М. П. Мусоргского,
А. П. Бородина и Ц. А. Кюи. (Все они
похоронены вдоль северной стены
Некрополя мастеров искусств.) При
этом Стасов оказывал покровитель-
ство молодым талантам, невзирая на
национальность. Одним из его дру-
зей был скульптор И. Я. Гинцбург,
ставший создателем надгробного
памятника этому незаурядному
человеку. На фоне монолитной
скалы установлена статуя Стасова.
По рисункам архитектора И. П. Ро-
пета выполнена художественная
Надгробие
А. А. Дельвига
в Некрополе мастеров искусств
Александро-Невской
лавры
чугунная ограда с медальонами
из смальты, в которых были поме-
щены буквы «Ж», «З», «М», «В»,
означавшие Живопись, Зодчество,
Музыку и Ваяние. На калитке огра-
ды - шпора и зажигательное стекло,
напоминавшие о таланте Стасова
направлять и зажигать.
Неподалеку от могилы Стасова
похоронены его родственники: отец,
архитектор В. П. Стасов (1769-
1848); брат Дмитрий (1828-1918),
адвокат, общественный деятель;
сестры Надежда (1822-1893) и Со-
фия (1829-1858).
НИКОЛЬСКОЕ
КЛАДБИЩЕ
Третье по времени основания
кладбище Александро-Невской
лавры возникло в 1877 году. Оно
располагалось за Троицким со-
бором, где в XVIII веке. предпо-
лагалось создание сада с парадным
въездом на территорию монастыря.
Но долгое строительство собора и
всего комплекса повлияли на перво-
начальные планы, и участок вдоль
Невы претерпел в своем развитии
несколько этапов. Вначале здесь
были подъездные пути от причалов
к строящейся лавре, затем широкая
дорога и палисад. В 1860-е годы
за собором стали производить от-
История Петербурга. № 1 (68)/2013
предыдущая страница 98 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн следующая страница 100 История Петербурга №68 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст