9 8
я
,
рошли научные конференции
Д.и.н. В. Г. Смирнов (Институт
истории естество знания и техники
РАН, Санкт-Петербург) представил
доклад о юношеских годах выдающе-
гося ученого-метеоролога академика
М. А. Рыкачева, о плавании с отрядом
гардемаринов «по лучшим странам
Европы» в 1858-1859 годах на кора-
бле «Ретвизан», о посещении морских
портов, приморских городов (Гамбург,
Тулон, Ницца, Неаполь, Палермо,
Бейрут, Пирей), столиц (Копенга-
ген, Париж, Лондон, Рим, Афины).
Это плавание было частью учебной
практики гардемаринов. Самое ин-
тересное - его письма родителям,
владельцам усадьбы в Ярославской
губернии. Юноша описывал города и
местных жителей, свои впечатления и
восторженные (о морском музее, по-
ездке в Париж, театре), и негативные
(о грязи в Афинах, Бейруте, о грязных
нищих дервишах около мечетей).
Рыкачеву и нескольким его то-
варищам повезло, они сопровождали
генерал-адмирала великого князя
Константина Николаевича в Святую
Землю, в Иерусалим. Такие путеше-
ствия в те годы для русских людей
были необычны.
Гардемарины - будущие офицеры
посещали светские вечера, театры,
храмы, рынки. И обо всем увиденном
и пережитом он писал домой. Его
письма достойны стать отдельной
публикацией, с комментариями, ил-
люстрациями.
Выступление О. Н. Беллер, со-
трудницы геологического учреждения,
отличалось особой эмоциональностью,
было пропитано личными чувствами.
Офицеры морского ведомства Мордо-
вины - ее предки, родственники. У ос-
нователя династии - А. Я. Мордовина,
служившего России в начале XIX века,
было семь сыновей-моряков; среди них
мореплаватель, гидрограф, инженер-
механик, боевой офицер, преподава-
тель. Глубокий интерес к истории сво-
его рода возник у Ольги Николаевны
на основании семейного архива, писем,
фотографий, послужных списков. Ряд
документов был получен по ее заказам
из государственных архивов. Около
десяти лет она не только изучает эту
фамилию, но и принимает действенные
меры для сохранения могил предков
на Смоленском православном клад-
бище в Петербурге. Дважды она при
содействии российских консульских
учреждений посещала Японию, го-
род Нагасаки, где похоронен Георгий
Мордовин, умерший в 1884 году во
время плавания. Увековечена фамилия
Мордовиных на морской карте, в на-
званиях объектов в Карском море. Рас-
сказать обо всех носителях фамилии,
их фотографиях, о своих посещениях
Японии О. Н. Беллер на конференции
не успела. «Надо помнить, хранить се-
мейные реликвии, действовать, чтобы
сохранить память», взволнованно, с
дрожью в голосе убеждала она. Зал от-
ветил ей дружными аплодисментами,
теплыми пожеланиями.
Бывший научный сотрудник РГА
ВМФ к.и.н. А. А. Бочаров (Политехни-
ческий университет, Санкт-Петербург)
коснулся темы, изученной мало, - о
службе и быте матросов в дальних пла-
ваниях. Документов о нижних чинах
значительно меньше, чем об офицерах,
адмиралах; совершенно отсутствуют
личные фонды. Доклад основан на
отчетах командиров о плаваниях и
происшествиях, о поведении матросов
в море и на берегу, характеристиках
нижних чинов. Интересны описания
старого (и нынешнего, современного)
праздника морского царя Нептуна при
пересечении экватора (о «разрешении»
капитану следовать дальше за «выкуп»,
обливании водой и т. п.). До этого
офицеры рассказывали матросам о
земном шаре, об экваторе и полюсах, о
Нептуне. Быт нижних чинов в тесных
помещениях на парусных судах был тя-
желым. Редким праздником для них (и
головной болью для командиров) было
посещение морских портов, недолгое
увольнение на берег с обязательным
напутствием старшего офицера. От-
правлялись матросы не в музеи и теа-
тры, а в кабаки, публичные дома, рын-
ки. Возвращались на корабль иногда с
опозданием, пьяные и полупьяные. За
это не наказывали; матрос отоспится и
завтра будет готов к службе.
Только около двух лет находился
в строю боевых судов эскадренный
броненосец «Император Александр
III». Корабль построен на Балтийском
заводе в Петербурге в 1900-1901 годах,
вступил в строй в 1903 году, включен
в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.
Командир корабля - капитан I ранга Н.
М. Бухвостов. Формировался личный
состав броненосца в Петербурге, из
офицеров и нижних чинов Гвардей-
ского морского экипажа (Екатерин-
гофский пр., ныне пр. Римского-Корса-
кова, 22). О долгом пути через океаны
и моря из Кронштадта на Дальний
Восток рассказал А. Р. Кудрявский,
выступавший впервые на Елагинских
чтениях. Кроме архивных документов
источником сведения о плавании, о
повседневных событиях, о бытовых
обстоятельствах, о стоянке корабля
на Мадагаскаре в феврале 1905 года
служили письма корабельного врача
Бориса Бертенсона, отправленные в
Петербург отцу. Письма сохранились,
а их автор утонул. Эскадренный бро-
неносец «Император Александр III»
со всей командой (свыше 800 человек)
погиб в Цусимском морском сражении
в мае 1905 года. В Петербурге у Ни-
кольского морского собора установлен
памятник, в память о броненосце.
В дальних плаваниях морские
офицеры месяцами находятся в тес-
ном ежедневном общении с сослу-
живцами, остро чувствуют их дей-
ствительные или мнимые недостатки.
Иногда из-за этого возникали кон-
фликты. Психологическая проблема
совместимости характеров, взглядов,
привычек и ныне актуальна для мо-
ряков, подводников, космонавтов.
В докладе сотрудника РГА ВМФ к.и.н.
А. Ю. Емелина рассказывалось об
остром конфликте в кают-компании
линейного корабля «Слава» в нача-
ле 1911 года. Причиной конфликта
между большинством офицеров
корабля и ревизором лейтенантом
М. К. Энгельгардтом (которого под-
держивал командир капитан I ранга
Н. Н. Коломейцов) была его бес-
тактность. Оскорбленные, почти вся
кают-компания, объявили ревизору
бойкот, просили командира списать
его с корабля. Происходило дело во
время стоянки и ремонта «Славы» во
французском морском порту Тулон.
Конфликт удалось замять, дуэль с
одним из оскорбленных не состоялась.
Имеются в архиве документы о рас-
следовании этого редкого во флотской
истории случая. Другой конфликт в
офицерской среде произошел на ко-
рабле «Сисой Великий» в 1898 году
Обсуждение и замечания о про-
слушанных докладах были непро-
должительны. Намечено проведение
в следующем году Елагинских чтений
о вкладе русских моряков в культуру,
науку.
О т р е д а к ц и и
1 6
м а я 2 0 1 3 г о д а А р с е н и ю С е -
м е н о в и ч у Д у б и н у и с п о л н и л о с ь 8 5
л е т . Р е д а к ц и я ж у р н а л а « И с т о р и я
П е т е р б у р г а » с е р д е ч н о п о з д р а в л я е т
н а ш е г о з а м е ч а т е л ь н о г о а в т
о р а с
э т о й д а т о й .
М
ы
в с е г д а в о с х и щ а л и с ь и в о с -
х и щ
а е м с я т о й э н е р г и е й , с к о т о р о й
А р с е н и й
С е м е н о в и ч з а н и м
а е т
-
с я и з у ч е н и е м и с т
о р и е й С а н к т
-
П е т е р б у р г а , с к а к о й у в л е ч е н н о с т ь ю
о н д е л и т
с я с в о и м и з н а н и я м и с о
м н о г и м и л ю д ь м и .
М
ы
ж е л а е м и м е н и н н и к у к р е п -
к о г о з д о р о в ь я , б о д р о с т и , в е с н ы в
д у ш е и с т р е м л е н и я с к а ж д ы
м г о д о м
б ы т ь м о л о ж е д у ш о й . С ч а с т ь я В а м
и В а ш
и м б л и з к и м , д о р о г о й А р с е н и й
С е м е н о в и ч !
Р е д к о л л е г и я ж
у р н а л а « И с т
о -
р и я П е т е р б у р г а »
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 99 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 101 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст