Командир 38-го драгунского
Владимирского его императорского
высочества великого кн. Михаила
Николаевича полка полковник
Вальтер Вальтерович Мейнард. 1903 г
экспедиторскую (только для одних
английских судов) контору «Мей-
нард и Фишвик», которая просуще-
ствовала до установления в России
советской власти. Кроме конторы
«Мейнард и Фишвик» в Кронштад-
те были еще две экспедиторские
конторы - Ганса Смита и Радау
и Ко. Среди них контора «Мейнард
и Фишвик» пользовалась не только
в Кронштадте и Санкт-Петербурге,
но и за границей вполне заслужен-
ной высокой репутацией и полным
доверием. Эту контору упоминал
известный режиссер, основатель
новой школы русского театрального
искусства К. С. Станиславский. Вот
что он писал в своих воспоминаниях
в июле 1876 года.
«Встали в 71/ 2 ч. утра. Выпив
чай, мы отправились на Крон-
штадтскую станцию и поехали на
пароходе ‘‘Генерал-Адмирал’’ в
Кронштадт. Когда мы приехали
туда, мы отправились в контору
‘‘Мейнард и Фишвик’’ с письмом
от Сергея Калиновича, в котором
он просил дать нам проводника и
лодку с восемью матросами. Когда
нам дали проводника, мы пошли
на башню Морского технического
училища и любовались видом. По-
том мы пошли на лодку и поехали
через гавань к военному пароходу
“Петр I’’; этот пароход необыкно-
венной величины. Оттуда мы по-
ехали смотреть торговые корабли.
Потом мы отправились смотреть
новый док и чугунолитейный за-
вод»10.
При поездке из Петербурга в
Кронштадт К. С. Станиславский
воспользовался услугами товари-
щества пароходного сообщения
«Заря», пайщиком которого были
В. Р. Мейнард и А. Р. Фишвик. Па-
роходное сообщение между Крон-
штадтом и Ораниенбаумом было
организовано еще в начале 1850
года в Кронштадте по инициативе
группы граждан Кронштадта и ви-
це-консула Великобритании Симп-
сона. Было решено собрать капитал
в 65 тысяч рублей, разделенных на
65 паев, по 1000 рублей каждый, и
образовать «Товарищество пароход-
ного сообщения между Кронштад-
том и Ораниенбаумом». Мейнард и
Фишвик внесли свой пай.
Первый пароход «Луна» това-
рищество заказало в Глазго. Паро-
ход этот, построенный из металла,
был небольших размеров, вполне
приспособленный для перевозки
пассажиров, скота, возов и тяжестей.
Пароход был приведен в Крон-
штадт 5 июля 1850 года и начал
совершать регулярные рейсы между
Кронштадтом и Ораниенбаумом по
четыре раза в день. Став прочно на
линии Кронштадт - Ораниенбаум,
товарищество учредило новую па-
роходную товаро-пассажирскую ли-
нию из Кронштадта в С.-Петербург
и обратно. С открытием регулярного
пароходного сообщения Ораниенба-
ум начал быстро обстраиваться и все
больше и больше привлекать дачни-
ков из Кронштадта. Построил дачи в
Ораниенбауме и В. Р. Мейнард, где
жили его дети и внуки.
В 1887 году после тридцати
лет дипломатической службы в
ранге вице-консула В. Р. Мейнард
ушел на отдых. Он рассчитался с
А. Р. Фишвиком, передал ему все
экспедиторское дело, предоставил
право пользоваться старой фирмой
«Мейнард и Фишвик», оставаясь в
то же время одним из главных пай-
щиков ораниенбаумского пароход-
ного товарищества. Сам же пересе-
лился на жительство в С.-Петербург
(Сергиевская ул., 24, кв. 3). После
ухода В. Р. Мейнарда со службы
британским вице-консулом в Крон-
штадте стал Александр Романович
Фишвик. Он пробыл в должности
вице-консула девять лет вплоть до
своей кончины в 1896 году. После
его смерти вице-консулом стал его
сын Альфред Фишвик11.
В Петербурге Вальтер Рома-
нович прожил более десяти лет,
Юлия Вальтеровна Безрадецкая
(ур. Мейнард). 1880-1990 гг.
скончавшись 5 марта 1897 года.
Отпевали его в епископальной ан-
гликанской церкви на Английской
набережной и похоронили в Петер-
бурге на кладбище Сергиевой пу-
стыни в Стрельне, близ набережной
пруда с восточной стороны церкви
Покрова Пресвятой Богородицы12.
Там было фамильное захоронение
Мейнардов, где покоилась уже
его рано умершая дочь Дагмара
(1867-1891)13 и где впоследствии
были похоронены сын Чарльз Ар-
тур (1864-1904)14, дочь Виктория
(18б9-1911)15 и жена Джулия Ро-
мановна, умершая в 1913 году в
возрасте восьмидесяти шести лет16.
При советской власти эта часть
кладбища была уничтожена, и на
этом месте было построено здание
милиции, которое в дальнейшем
было также снесено. Так что потомки
В. Р. Мейнарда лишены возможности
поклониться могилам своих предков.
Вальтер Романович Мейнард
оставил после себя в Кронштадте
добрую память. Как отмечается в
некрологе17, он был всегда отзывчи-
вым на всякое доброе и благотвори-
тельное дело, всегда готов был при-
йти на помощь ближнему и во время
народных несчастий жертвовал
большие суммы. Благотворительная
деятельность В. Р. Мейнарда была
оценена по достоинству - он был
награжден несколькими орденами
Российской империи.
Со дня основания благотво-
рительного общества Кронштадта
Мейнард и Фишвик состояли его
9
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 10 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст