я ,
ригороды
необходимо в первую очередь предста-
вить обстановку того времени, а также
разобраться в том, какие события и
явления способствовали развитию
театральной культуры и замечатель-
ных традиций в скромном курортном
городке.
Как известно, до 1948 года Зеле-
ногорск назывался Терийоки. В тече-
ние столетий этот небольшой рыбачий
поселок жил тихой и неприметной
жизнью, но после постройки в 1870
году железной дороги, соединившей
Петербург с Выборгом, он превратил-
ся в излюбленный дачный пригород
столицы.
В дачные пригороды, в том числе
и в Терийоки, ехала в основном интел-
лигенция, люди, связанные службой
и творческой работой с Петербургом.
Здесь селились столичные жители
среднего достатка. Курортный город
привлекал не только красотой при-
роды, уединенностью мест, но и отно-
сительной свободой от полицейского
надзора. Некоторые селились здесь
надолго и не по своей воле.
Тем временем Петербург стоял на
пороге новой эпохи, очередной «куль-
турной волны», позже назван «сере-
бряным веком русского искусства».
И дачники естественным образом
становились носителями этих новых
веяний. Театр не стал исключением.
И именно благодаря дачной культуре
того времени в Терийоках стали за-
рождаться театральные традиции.
Надо отметить, что летние теа-
тральные сезоны в дачных театрах
Петербурга в начале ХХ века были
значительными событиями в культур-
ной жизни. В неказистых деревенских
павильонах с земляным полом вы-
ступали многие знаменитые актеры,
певцы, музыканты. Каждое лето у
любителей театрального искусства
был большой выбор - ведь вокруг Пе-
тербурга было разбросано более двух
десятков театров. Карельский переше-
ек не стал исключением, причем этот
район пользовался особым вниманием
в первую очередь у новаторов - это
была Финляндия, в которой цензура
была куда лояльнее к проявлению
свободомыслия и вообще к творче-
ским экспериментам, чем в остальной
России. Здесь можно было без опаски
ставить такие спектакли, о постановке
которых на столичной сцене не могло
быть и речи.
Наиболее известные дачные теа-
тры того времени - это знаменитый
«Прометей», который находился на
границе Оллилы (Солнечное) и Ку-
оккалы (Репино)2, и терийокское Ка-
зино3. На этих подмостках выступали
многие известные деятели культуры:
Максим Горький и Мария Андреева,
Александр Блок и Корней Чуков-
ский, Николай Евреинов и Всеволод
Мейерхольд, Владимир Маяковский
и Леонид Андреев и еще множество
ярчайших представителей той эпохи.
Особым успехом у дачников из
Терийоки и прилегающих поселков,
как уже говорилось, пользовалось Ка-
зино, где выступала русская демокра-
тическая труппа. Казино размещалось
в большом здании, построенном по
проекту архитектора Юлия Федоро-
вича Бруни4.
Дом стоял в центральной части
парка, недалеко от моря. Выкрашенное
в яркий желтый цвет, Казино было
ПЕТР
-
МПРОЛКЖОЕ
РУССКАЯ
ЖИЗНЬ
ТЕРИОКАК
Петр Федорович Миролюбов и его книга
(Миролюбов П
. Русская жизнь в Териоках, 2004)
Терийоки, Большая дорога
(Виертотие - сейчас
проспект Ленина)
Зеленогорск, Проспект Ленина
(современный вид)
видно издалека. Концертный зал вме-
щал около 200 человек. Здесь давали
концерты артисты из Петербурга, а
по субботам любительские спектакли
ставили дачники. Именно на этой
сцене занимался постановкой своих
спектаклей Всеволод Мейерхольд5.
Еще весной 1907 года он поселил-
ся в Куоккале. Постепенно у Всеволода
Эмильевича созрело желание порабо-
тать в качестве режиссера в местном
театре. В поселке Оллила была создана
Оллиловская музыкальная студия,
с ней он и стал работать. В письме
актрисе Валентине Петровне Вери-
гиной 2 мая 1907 года Мейерхольд
пишет: «Здесь организуется кружок
музыкантов, который в течение всего
лета с конца мая будет вместе со мной
устраивать: 1) вечера музыкальной
студии (пластические пробы) и 2)
общедоступные музыкальные вечера».
И уже спустя месяц - 5 июня
«Обозрение театров» сообщило:
«В. Э. Мейерхольд и несколько компо-
зиторов: гг. Эренберг6, Шпис7, Струк-
гоф и др. организовывают в Куоккале
и Оллиле ряд ‘‘Вечеров музыкальной
студии’’.
..».
Вечера проходили в основном по
воскресеньям, несколько раз студия
выезжала «на гастроли» в Сестрорецк
и Терийоки. В программу вечеров
входили отрывки из музыкальных
произведений различных композито-
ров, хореографические миниатюры,
инсценировки отдельных сцен из
музыкальных и драматических пьес,
в числе которых были пьесы Алексан-
дра Сергеевича Пушкина, Николая
1 5
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 16 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 18 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст