я ,
ригороды
1 6
Васильевича Гоголя и других русских
писателей и драматургов. Эта работа
отнимала много времени у режиссера.
«Дела идут недурно, но утомляюсь я
чрезмерно», - писал он.
Но для постановок профессио-
нальных актеров не хватало, и Мей-
ерхольд обратился за помощью к
Владимиру Ростиславовичу Гардину8,
который со своей труппой работал
в Терийоках. Владимир Гардин был
молодым режиссером, руководителем
так называемого «Свободного театра».
Впоследствии он стал одним из первых
русских кинорежиссеров. Но сотруд-
ничества у них не получилось.
Живо интересовался творчеством
театра и другой именитый дачник -
Александр Блок. Он снимал квартиру
в Терийоках и посещал все спектакли,
которые здесь ставились. С ним про-
живала его жена - Любовь Дмитриевна
Блок9, которая была увлечена театром,
сама неоднократно выступала в каче-
стве актрисы в постановках разных
режиссеров. Можно сказать, что театр
был ее стихией.
В один из весенних дней дружная
компания актеров приехала погостить
у Блоков. Среди них была Валентина
Петровна Веригина10. Любовь Дмитри-
евна поделилась с ней своей мыслью о
создании в Терийоках свободного лет-
него театра, не обремененного финан-
совыми обязательствами, в котором
можно было бы свободно и творчески
работать. Валентина Петровна в свою
очередь рассказала об этом своим
знакомым - завсегдатаям знамени-
того артистического кафе «Бродячая
собака». Идея воодушевила актеров.
За организацию театра взялись Борис
Пронин11, администратор «Бродячей
собаки», актриса Валентина Веригина,
Николай Бычков, муж Веригиной,
сама Любовь Дмитриевна, а также
художник Николай Сапунов12.
Они приехали в Терийоки для
того, чтобы познакомиться с условия-
ми работы и решить организационные
вопросы. Терийокское Казино в это
время было акционерным обществом,
делами которого заведовал молодой
швед В. И. Ионкер. С ним удалось бы-
стро договориться об условиях аренды.
Предприимчивый Пронин отыскал
на берегу Финского залива большую
заброшенную дачу, в которой решили
поселить участников Товарищества
актеров, музыкантов, писателей и
живописцев.
Затем перед группой встал вопрос
о режиссере. Вначале пригласили
Евгения Вахтангова, но тот отказался,
сославшись на занятость. Вот тогда ре-
шено было обратиться к Мейерхольду.
Мейерхольд
Всеволоду Эмильевичу было предло-
жено поставить несколько спектаклей.
После этого началась непосредственно
творческая работа, ради которой и за-
тевалось все дело. Необходимо было
составить репертуар, подготовить
декорации, начать работать над роля-
ми. Мейерхольд начал репетировать
с актерами и постепенно вошел, что
называется, во вкус.
У него возник ряд интересных
идей, которые он считал возможным
воплотить с теми актерами, которые
состояли в Товариществе13.
В итоге режиссер решил работать
с труппой весь сезон. Поэтому вместе
с семьей он переезжает из Оллилы в
Терийоки.
Любовь Дмитриевна была одной
из ведущих актрис труппы. Помимо
нее в спектаклях принимали участие
известная актриса русской драмы
Валентина Петровна Веригина и
музыкант, поэт Михаил Алексеевич
Кузмин14, с ними играли артисты
Александр Мгебров, Виктория Чекан15.
Оформлял спектакли талантливый
художник, ученик Исаака Левитана,
Николай Николаевич Сапунов. Его
живописные работы находятся в Тре-
тьяковской галерее и в Русском музее.
В работе театра участвовали режиссер
Владимир Соловьев16, композитор
Михаил Гнесин17, художники Николай
Кульбин18, Юрий Бонди19, поэт Миха-
ил Кузмин и другие, те, кому суждено
было стать ярчайшими представителя-
ми «серебряного века».
Такова была театральная жизнь
Терийоки (или как называли его
русские дачники - Териоки) до ре-
волюции. В те времена она носила не
столько любительский, сколько, учи-
тывая масштаб личностей, професси-
ональный характер. После революции,
когда по Декрету Ленина Финляндия
получила независимость, многие рус-
ские остались здесь. Жизнь на чужбине
никогда не бывает легкой. Нелегко
было и тем, кто остался в Финляндии.
Но русская община в Финляндии про-
должала оставаться носителем русской
культуры, петербургских традиций. Но
говорить о профессиональном театре
уже не приходилось.
Бывший житель Терийоки Петр
Федорович Миролюбов вспоминает:
«В Териоках не существовало по-
стоянного театрального кружка, так
же как и не было официально заре-
гистрированного самостоятельного
русского хора <.
..> Несмотря на все
трудности, была создана театральная
труппа, ставившая спектакли. На-
чало театральной деятельности было
положено Реальным училищем, и
естественно, что вся эта деятельность
носила чисто любительский характер.
Главной целью постановки спектаклей
было оказание материальной помощи
Реальному училищу - это была одна
из форм устраиваемых благотвори-
тельных вечеров. «Нужно, господа,
помочь училищу! Давайте устроим
вечер с программой, поставим пьеску
или водевиль с пением»», - говорил
Василий Васильевич Брайтвайт20, один
из главных и активных режиссеров в
Териоках того времени.
И пьесы ставились. Ставили
Островского и Чехова и многих дру-
гих. Собиралась группа, находили ре-
жиссера, выбирали пьесу, устраивали
репетиции, приобретались и шились
костюмы, писались декорации, и насту-
пал день спектакля. Все волновались,
в первую очередь режиссер, затем
артисты и, конечно, устроитель - у нас
таким бывал обычно директор реалки
П. А. Янушкевич21 главное, волновал
всех один и тот же вопрос: будет ли от
спектакля доход для училища.
..»22
Кроме того, при Терийокском фи-
лиале благотворительного «Комитета
имени Матильды Вреде»23 существова-
ли кружки - музыкальный, театраль-
ный, литературный, шахматный.
Репетиции любительских спекта-
клей, которые ставились в то время,
обычно проходили в помещении на-
чальной школы Терийоки, а концерты
и спектакли - на сцене так называ-
емого «Общественного дома» («Се-
урахуоне»)24, где имелись кое-какие
декорации.
Итак, постоянного театра в Те-
рийоках в те годы не было. Кроме
вышеназванных групп и кружков, в
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 17 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст