1 8
я ,
ригороды
Общественный дом (Сеурахуоне)
Художников. Среди участников были
талантливый художник-передвижник
Александр Петрович Блазнов (аква-
рель и масло), создавший несколько
портретов А. С. Пушкина и известный
в то время скульптор М. Н. Шилкин34,
представивший несколько скульптур,
среди которых был бюст А.С. Пушки-
на, приготовленный для чествования
памяти поэта».
«В Гельсингфорсе намечен сле-
дующий порядок дней памяти А. С.
Пушкина: в четверг, 11 февраля, в день
столетия кончины поэта, торжествен-
ная панихида в Успенском православ-
ном соборе; в субботу, 13 февраля, акт
в консерватории с вокально-литера-
турной программой; в воскресенье, 14
февраля, в Белом зале драматический
спектакль из произведений Пушкина;
в воскресенье, 21 марта, в зале Арбететс
Венер, утренник для детей с инсцени-
ровкой одной из сказок Пушкина».
А вот что писали в другом номере
«Журнала Содружества» (1937 год)35:
«Для почтения достойным образом
памяти великого поэта по случаю сто-
летия со дня его смерти объединились
все русские организации в лице Куль-
турно-Просветительного Общества,
Содружества бывших учащихся ВРРЛ,
Дамского Благотворительного Круж-
ка, Купеческого Общества, Русского
Общества, Общества Взаимопомощи,
Особого комитета по делам русских в
Финляндии, Выборгских русских школ
и Красного Креста, образовав из пред-
ставителей названных обществ комитет
по устройству юбилейного пушкин-
ского вечера. Для пушкинского вечера
занят на 8-е марта Городской театр, где
под руководством Н. Н. Шмакова будут
поставлены отрывки из драматических
произведений Пушкина, а также полно-
стью опера Рахманинова «Алеко» по
тексту поэмы Пушкина «Цыганы». К
участию в спектакле привлекаются не
только все лучшие силы г. Выборга, но
и приезжие в лице Ф. П. Сергеевой и
О. В. Сальми».
Из журналов и газет мы видим, что
основной подготовкой к торжествам
и театральным постановкам занима-
лись общества, созданные русскими
эмигрантами. Но в то же время, если
внимательно изучить состав трупп или
участников концертов, то среди них
можно заметить и финские фамилии.
В Терийоках, где проживала боль-
шая русская община, также не могли
пропустить празднования столь зна-
менательной даты. Русские, жившие
в Терийоках, с жаром взялись за
подготовку торжества. Надо отдать
должное финским властям, что они
не препятствовали подготовке меро-
приятий и даже больше того, кое в чем
способствовали.
Для участия в юбилее был при-
глашен Петр Федорович Миролю-
бов, который в это время учился в
музыкальном институте Выборга. Он
очень обрадовался такому предложе-
нию. Специально к торжествам Петр
Федорович начинает писать кантату
для хора под руководством профес-
сора Петра Васильевича Акимова, из-
вестного музыкального педагога того
времени. Забегая вперед, скажем, что
в Терийоках кантата имела большой
успех. Миролюбов так вспоминает о
подготовке к торжеству: «Для про-
ведения Пушкинских торжеств были
собраны все местные силы, ставились
инсценировки, почти все музыкальные
вещи были на стихи А. С. Пушкина»36.
Основная часть подготовки к тор-
жеству легла на плечи Терийокского
реального училища, при котором,
как мы уже знаем, была создана теа-
тральная труппа. Впрочем, наверное,
по-другому и не могло и быть. По
меткому выражению П. Ф. Миролю-
бова, это было место, где «всегда царил
«русский дух».
Празднование литературно-музы-
кального вечера, посвященного «Свет-
лой памяти А. С. Пушкина по случаю
столетия со дня смерти поэта» прохо-
дило на сцене «Общественного дома»
(Сеурахуоне). Кроме представителей
русской общины в зале присутствова-
ли и проживавшие здесь финны.
Большой портрет поэта кисти
художника Александра Петровича
Блазнова37 находился рядом со сценой.
Картину украсили цветами и эффектно
осветили прожектором.
В программе вечера значились
выступления не только взрослых
артистов, но и учащихся Реального
училища. В первом отделении со всту-
пительным словом выступил Михаил
Гаврилович Чистосердов38, учитель
русской словесности, преподававший в
Реальном училище. Затем последовало
хоровое исполнение отрывка из гимна
Дмитрия Бортнянского39 «Коль славен
...» под управлением Миролюбова Пе-
тра Федоровича.
Казино
Орешин Иван Егорович40, воспи-
татель мужского интерната, рассказал
о трагической жизни Пушкина. Его
эмоциональная речь вызвала всеобщий
интерес.
После выступления Ивана Егоро-
вича учениками Реального училища
И. Сидоровым и Борисом Лебеде-
вым41 была сыграна сцена в Чудо-
вом монастыре из трагедии «Борис
Годунов».
Стихотворение «Вновь я посе-
тил.
..» прочитал учащийся И. Орфин-
ский, сын протоирея православной
церкви Михаила Орфинского42, героя
Первой мировой войны, имевшего
награду - георгиевскую ленту. За-
кончилось отделение пением Е. П. Ве-
недиктовой.
Второе отделение началось с рас-
сказа ученика Реального училища
В.Осипова о творчестве поэта. Сергей
Борисов43 спел арию Руслана из оперы
«Руслан и Людмила». В этот вечер, по
воспоминаниям современников, он
превзошел себя.
З.
П. Осипова продекламировала
«Письмо Татьяны». Лидия Львовна
Губченко44, обладавшая удивитель-
ным голосом и прекрасной манерой
пения, спела романс на стихи Пуш-
кина. «Сцену у фонтана» из драмы
А. С. Пушкина «Борис Годунов»
исполняли Роман Глушков45 и В. Че-
мишкиан. Это были актеры-любители
и крупные энтузиасты своего дела.
Затем снова под управлением
Петра Федоровича Миролюбова про-
звучала песня в исполнении хора.
3-е отделение началось с чтения
стихов учениками Реального учили-
ща. Стихотворение «Поэт» прочел
Д. Филиппов. Стихотворение «По-
эту» - З. Иванова, стихотворение
«Пророк» - Борис Лебедев. В этом
отделении звучали стихи не только
А. С. Пушкина, но и стихи, посвя-
щенные ему. Так, стихотворение «На
смерть поэта» прочитала Евгения
Николаевна Вальман46, учитель фин-
ского языка.
Потом была разыграна сцена
«На смерть Пушкина», режиссером
которой был А. Михневич47. Эта была
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 19 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст