П
утешествие по городу
2 6
А. Е
. Мартынов. Вид на Неву и Летний дворец Петра I. Около 1800 г
Мост на Петербургскую сторону начинался от центральных ворот ограды
Летнего сада. Плашкоутный мост возвышался над водой не больше,
чем стенки набережных.
отхода от моста к домику Петра дает
интересный эффект: сбегаются уходя-
щие в перспективу фасады, шеренги
окон, колоннады, открываются торцы
зданий - ритм фронта застройки ста-
новится все живописнее, все острее.
Вернемся теперь на Троицкую
площадь. До 1900-х годов ее украшало
здание Троицких провиантских мага-
зинов (т. е. складов), возведенное архи-
тектором Федором Демерцовым в 1808
году. Современными исследованиями
имя зодчего выведено из тени забве-
ния. Но утраченным зданиям всегда
достается меньше внимания, чем со-
хранившимся. Между тем Троицкие
магазины следует признать большой
градостроительной удачей Демерцо-
ва. Когда архитектор проектировал и
строил здание, ситуация здесь была
иной - не такой, как сейчас. Наплавной
Троицкий мост начинался на левом
берегу у средних ворот ограды Лет-
него сада и приводил почти к самому
домику Петра на правом берегу Невы.
На запад от моста линия берега повора-
чивала к северу, разрезая по диагонали
нынешнюю Троицкую площадь. Почти
вся площадь, какой мы ее знаем сейчас,
была покрыта тогда невскими водами.
Вдоль этого берега и было поставлено
протяженное здание провиантских
магазинов. Оно находилось на «пятне»,
занятом теперь задним, диагональным,
корпусом «Политкаторжанки», выхо-
дящим на упраздненную в 1970-е годы
Петровскую улицу.
Импозантный, хотя и несколько
монотонный фасад магазинов был
полностью раскрыт к Неве, причем
находился под таким углом к общей
оси плеса, что обозревался почти
фронтально с большей части Дворцо-
вой набережной. А слева от магазинов
находилась столь необходимая здесь
вертикаль - колокольня Троице-Пе-
тровского собора. До 1810 года здесь
же, на площади, чуть ближе к Неве
находилась еще одна церковь - Нило-
столбенская. Этот каменный храм был
построен в 1776 году. Имя архитектора
неизвестно, нет и изображений церкви.
Известно, что храм по размерам был
сравним с Троице-Петровским собо-
ром и имел колокольню. Судьба Нило-
столбенской церкви была печальной.
Несмотря на то, что храм был построен
в камне, он оказался здесь лишним,
обветшал и был разобран. Но до того
как это случилось, его силуэт оживлял
панораму правого берега.
Именно краткий период от 1808
(постройка магазинов), вернее от
1814 (завершение Биржи Томона)
до 1826 года (постройка Троицкого,
первоначально Суворовского, моста
на нынешнем его месте) был временем
расцвета невского плеса - временем,
когда он был несказанно красив, а его
панорамы приняли завершенный и
безупречный вид. Как часть городско-
го пространства он простирался тогда
от Троицкого моста, т. е. от Летнего
сада и домика Петра до Исаакиевского
моста (Дворцового тогда не было),
Ватного острова и дворца Бирона -
впечатляющая протяженность!
Надо сказать, что наплавной Тро-
ицкий мост, останавливая взгляд, не
отсекал всего того, что оказывалось
за ним на восток. Он давал паузу,
устанавливал пространственный
рубеж, необходимый в архитектурно
организованной структуре города. Но
дальние виды за этим рубежом про-
должали играть роль в восприятии
панорам невского плеса. Например,
эффект, сходный с демерцовскими ма-
газинами, давало удачно поставленное
и хорошо разработанное в отношении
масштаба и масс здание госпиталя
на Выборгской стороне - работа
Доменико Трезини. Оно и сейчас в
восприятии невских панорам имеет
большее значение, чем стоящее рядом
и несравненно более массивное здание
гостиницы «Санкт-Петербург».
Вопрос о видах выходит за рам-
ки эстетики городской среды. Дей-
ствительно, выпадение Петровской
набережной из панорам невского
плеса, ее выключение из петербург-
ского «золотого кольца» привело к
некоторому депрессированию этой
части города. Что бы ни строилось на
набережной - великокняжеский дво-
рец или интуристовская гостиница,
трансформированная в дом для во-
енно-морской элиты, - ничто не могло
переломить ощущения окраинного ха-
рактера этой территории. Жизнь здесь
словно замерла. Ее патриархальный
характер в 1920-е годы, странный для
центрального района возле оживлен-
ной невской переправы, живо описал
в своих воспоминаниях архитектор
А. А. Кедринский: «Сзади за нашим
домом и на задворках Малой Дворян-
М
. Ф. Дамам-Демартре. Вид на Неву 1813 г Скромное по своим
художественным достоинствам произведение тем не менее удивительно
удачно передает слитность воды и воздуха.
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 27 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст