счезнувший Петербург
Успенское Александровское кладбище
исЧеЗнувший некрополь X IX — X X веков
С начала XIX века недалеко от
Александровской мануфактуры, что
за Невской заставой, близ деревни
Мурзинки образовалось кладбище1.
Оно находилось в селе Александров-
ском, названном по имени владельца:
статс-секретаря Екатерины II князя
Вяземского. По местоположению
кладбище назвали Александров-
ским2. Оно считалось приходским
при церкви Святой Живоначальной
Троицы («Кулич и Пасха») того же
села. Троицкая церковь была по-
строена при Александре Вяземском
с помощью средств императрицы и
освящена в 1790 году . Поначалу хо-
ронили «всех у показанной церкви»3.
Позднее хоронить стали дальше от
церкви: на Троицком поле, назван-
ном так по ее освящению.
В ЦГИА нашлась карта села
Александровского 1825 года, на
которой изображено зарождающе-
еся кладбище4. На ней хорошо про-
сматривается главная магистраль
усадьбы Вяземских, замыкающаяся
церковью «Кулич и Пасха». Ныне -
это улица Грибакиных.
На Александровском кладбище
Троицкого поля хоронили прихожан
Троицкой, Фарфоровской церквей,
Павловской при Александровской
мануфактуре, позднее - Обухов-
ского сталелитейного завода: кре-
стьян, рабочих, служащих, жителей
окрестных мест5. Попадались по-
гребения и более солидной публики:
князей, священников, офицеров,
дворян, купцов6.
Кладбище располагалось напро-
тив Обуховского завода, который
в советские годы носил название
«Большевик». Оно было небольшим
и занимало с севера на юг террито-
рию, ограниченную домом 3, корп. 4
по современной Рабфаковской улице,
и Запорожской улицей (ранее - ули-
ца Обуховская ветка). С востока на за-
пад кладбище тянулось от нынешней
трамвайной линии на Троицком поле
почти до 32-го отделения милиции.
Это подтверждают карты прошлых
лет и архивные фотографии.
В 1834 году неподалеку от входа
на кладбище появилась каменная
часовня, через 18 лет перестроенная
Громовым. А в 1911 году часовня
была расширена и переделана в
церковь гражданским инженером
С. И. Андреевым6. В этом же году
церковь была освящена во имя Успе-
ния Пресвятой Богородицы. Клад-
бище стали называть Успенским.
Она была приписана к Троицкой
церкви, а с 1925 года стала приход-
ской. Поскольку Успенская церковь
находилась в деревне Мурзинке,
граничившей с Александровским,
ее называли Мурзинской.
В апреле 1940 года Успенскую
Мурзинскую церковь закрыли7. По
воспоминаниям очевидцев, разо-
ренная церковь простояла всю войну
и была снесена на рубеже 50-60-х
годов. На ее месте долгое время оста-
Шлиссельбургский проспект.
Деревня Мурзинка. Дорога к
кладбищу (19 июля 1934 г ЦГА
кинофотофонодокументов)
вался котлован с водой, по которому
летом мальчишки плавали на плотах,
а зимой использовали как каток.
Иногда происходили несчастья.
В наши дни мало кто знает, что
на месте бывшей Мурзинки - раз-
вязка, ведущая на КАД и Большой
Обуховский вантовый мост, а одна
из эстакад хранит под собой место-
положение «Успенско-Мурзинской
церкви обновленческого течения».
Хранящиеся в ЦГИА СПб до-
кументы рассказывают нам об от-
ношениях церкви с новой властью и
о событиях тех лет. Одно из них про-
изошло в 1925 году - это отделение
Успенской Мурзинской церкви от
Троицкой. Часть жителей Мурзинки
в количестве 2671 человека написали
коллективное письмо в церковный
стол Володарского исполкома с
просьбой кладбищенскую церковь
«выделить в совершенно самостоя-
тельный приход со своим отдельным
Т. П . М а к а р е ви ч
Шлиссельбургский проспект.
Деревня Мурзинка.
Вид части (19 июля 1934 г ЦГА
кинофотофонодокументов)
советом» . Причин было несколько:
отдаленность церквей друг от друга,
недовольство действиями церковно-
го совета по распределению доходов
и «ввиду их пристрастия и очень
несправедливых распоряжений по
церкви, т. к. благодаря настолько
внесено возмущение в народе, что
потребовалось настоятельное при
сем заявление что несмотря на не-
однократные просьбы с требованием
собрать всю двадцатку, с того года
они упорно не собирают». В письме
указывалось, что «церковь имеет
свою утварь и церковную обстановку
для самостоятельности ея».
Просьба мурзинцев была вы-
полнена.
Почти одновременно в райсовет
поступило другое заявление, под-
писанное «коренными жителями
деревни Мурзинки» в количестве
100 человек8/10/, которые считали,
что предыдущее «ходатайство воз-
буждено по интригам священника
Георгия Никольского <.
..> с грубым
характером с целью нам отомстить
за его увольнение». В заявлении
указывалось, что двадцатка добро-
совестно соблюдает все условия
договора с государством, и причин
отбирать от нее церковь не имеется.
К тому же «Успенская церковь всег-
да являлась дополнением Троицкой
церкви, служила для отпевания, в
особенности заразных».
Но принятое ранее решение
исполкома осталось в силе, и Успен-
ская Мурзинская церковь начала
свою самостоятельную жизнь. Был
избран руководящий орган - двад-
цатка, был заключен договор с
3 1
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 32 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст